Вопрос и научная проблема. Типология научных проблем и механизмы их решения. Научная проблема и научная задача

Науч. познание – это деят-ть направленная на выработку объективных, системоорганизованных и обоснованных знаний о мире. Базовым элементом яв-ся науч.проблема. Науч. проблема это: знание о незнании; это суждение, содержащие в себе теорет-й вопрос при этом не существует алгоритма разрешения этого вопроса, а его решение имеет теорет-ю новизну т.е дает прирост науч. знания

Вопрос является научным, когда он принадлежит науч. контексту, когда он поставлен самой наукой, выражен языком науч. понятий, и имеет цель- прирост науч. знания. Адекватно(правильно) сформулированная науч.проблема обладает следующими св-вами: 1.В ней максимально четко разграничено известное от неизвестного (в ходе науч. исслед-ния науч. проблема уточняется). 2. При грамотной постановке проблемы должна быть проведена максимальная конкретизация т.е. в проблеме должны быть уточнены и выделены определенные отношения, аспекты, структура, настолько насколько это возможно. 3. Адекватно поставленная проблема должна иметь способность к развитию. 4. Проблема должна быть разрешима. (Примеры лжепроблем: вечный двигатель, эликсир молодости, фантастическая эффективность производства)

Природа научных проблем заключается в несоответствии эмпирического базиса и теоретических ресурсов: 1. Когда появляются новые явления которые не укладываются в существующие теории. 2. Теория развивается быстрее чем подкрепляющие её данные(недостаток фактич.материала, который стимулирует эпмирич. исслед-я).

Классификация науч.проблем: 1. По направленности (фундаментальные;прикладные); 2. По уровню науч. исследования (проблемы теоретического уровня - разработка новой теории; проблемы эмпирического уровня - подтверждение какой-либо теории); 3. По дисциплинарному признаку (пограничная (стоящая на стыке наук); стоящие в одной научной отрасли); 4. По степени срочности решения (первоочередная, долгосрочная). Динамика научной проблемы. Разрешение науч. проблемы это ряд последовательных шагов, которые ведут к уменьшению неопределенного знания: 1. Обозначение науч. проблемы. 2. Преобразование науч. проблемы в научную задачу (определиться с порядком решения этой проблемы)

Проблемы имеют собственную науч. жизнь. Они возникают, развиваются, рансформируются и решаются вновь.Приоритетность науч. проблем определяются двояко. Из социальных потребностей и из внутренних потребностей. Наличие науч. проблем и рост их количества это критерий развития науки. Отсутствие проблем – застой науки.

20. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. Специфика эмпирического уровня науки и его основные элементы. Данные наблюдения – факты – эмпирические обобщения. Уровни научного знания – качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания. Объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. Эмпирический уровень научного исследования. Прежде всего необходимо различать чувственный и эмпирический уровни. Чувственное знание – фиксированные данные органов чувств, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях, т.е. чувственное знание научным не является. Эмпирическое, в отличие от чувственного, - есть элемент рационального научного знания. Некое предложение будет считаться научным, если оно будет представлено в научном языке и включено в научный контекст. Эмпирическое знание – научное знание низшего уровня, оно предполагает теоретического, научного языка, определенных научных методов, операций. Это понятийная модель чувственного знания. Эмп-ое знание имеет сложную структуру и состоит из 4 уровней:

1) единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения) в них фиксируется точное время, место и какое-то событие, которое получено в результате единичного наблюдения;

2) научный факт – это индуктивное обобщение протоколов, факт утверждает отсутствие или наличие каких-либо событий, свойств, отношений и их интенсивность. При этом создаются графики, диаграммы, классификации.

3) эмпирические законы различных видов – функциональные, причинные, структурные (например, все тела при нагревании расширяются, все металлы электропроводны)

4) феноменологические теории – высшая форма эмпирического знания, когда создаются логические системы,

Теоретический уровень науч. исследования – теор.знания – уровень науч. знания м/у эмпирическим и метатеоретическим уровнями. В качестве предмета знания выступает множество идеальных объектов. Эти объекты конструируются мышлением на основе эмпирических объектов с помощью идеализации или вводятся по определению. Теор. мир приобретает свой объективный статус, становится некой предметной данностью созданной нашим сознанием и имеет собственный потанцеал развития. Науч. теории надстраиваются над эпмирическим знанаием, для выполнения ф-ций понимания, объяснения и предсказания. Эмпир. -е и теор-е знанаие различаются по предмету. Эмпир. знание ориентируется на изучение явлений и фактов, а теория ориентируется на уровень сущностей, закономерностей изучаемых явлений. У них разные методы: эмпир. знание – наблюдение, эксперимент, описание, составление графиков, таблиц; теор.уровень – методы идеализации, мысленного эксперимента; аксиоматический метод, гипотетико-дидуктивный; восхождения от абстрактного к конкретному. Используются разные средства познания: эмпир. уровень – приборы, экспер.установки, др.мат. ср-ва, эпир.язык науки; теор.уровень – используется теор. Язык, который в чистой логике представляет реальные объекты, связи, отношения. Результаты различны: эмпир.уровень – факты и их обобщения, зависимости; теор. уровень – абстрактные теор.объекты (циклы, абсолют.величины- например:точка, идеальный газ и др.), а также науч. теории основой которых яв-ся фундаментальные законы или какие-то идеальные модели существования реальности. Т.о. эти уровни автономны, но с др.стороны они взаимосвязаны др. с др. Эмпир.исследования обнаруживают новые факты и зависимости и стимулируют теор. познание. Теория – новые теории способствуют развитию эмпир. иссл-й, которые позволяют открывать новые факты.

21. Природа научного факта. Прямые и косвенные факты. Дилемма эмпиризма и пантеоретизма в понимании роли факта в научном познании. Научный факт (НФ) — это форма науч. знания, фиксирующая достоверные данные, установленнные в процессе науч. познания. НФ — это некое явление, событие, которое выделено, обработано науч. средствами в ходе наблюдения, эксперимента и зафиксированного на научном языке. Св-ва НФ: 1. факт принят в качестве факта, т.е. он получен, проведен и представлен с (.) зрения научной методологии и поэтому представлен в кач-ве факта; 2. факт всегда имеет исследовательский смысл, т.е. научный смысл; 3. типичность — факт д.б. типичным, т.е. факт всегда представляет совокупность явлений, классические ситуации; 4. воспроизводимость. Природа факта объективно – субъективная. Объективность – факт констатирует св-ва, независимо от ч-ка. Субъективность – факт выделен ч-ком в кач-ве факта.Оказывают роль социально-культурные факторы. В эпоху классической науки существовала установка на полную объективность факта. Неклассическая наука доказала, что это невозможно, поэтому очевидно, что природа факта субъективно-объективная. Виды фактов научного познания:

- инвариантный, который м. использовать в разных теориях, т.е. сам факт не подвергается сомнению. Сомнению подвергаются интерпретирующие его теории, при этом теории м. давать фактам различные интерпретации, которые м.б. противоположными;

- элементарный, имеет однозначное, позитивное значение для определенной теории.

Роль фактов в научном познании: -науч.факт яв-ся основанием для науч. деятельности; - он есть своеобразное эмпирическое подтверждение теории. Связь теории и факта: 1. фактуализм — факты не зависят от теории, они обладают самостоятельностью по отношению к ней и именно в силу этого факт обладает науч. ценностью; 2. пантеоретизм — занимает противоположную позицию, утверждает что НФ лежат в рамках теории и полностью определяются ею. Теория задает что и как искать и как описывать. Факт полностью зависит от теории; 3. НФ до некоторой степени автономны по отношению к теории и до некоторой степени зависят от нее.Факт занимает пограничное положение, т.к. является представителем самой реальности и частью теоретической системы.

22. Понятие теории. Идеализированные абстрактные объекты теории и создание теоретических моделей. Общие и частные теоретические модели. Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.). 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития. Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект ("идеальный тип"), построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть "логической единственностью" Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория - это не отдельные взятые достоверные науч. положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность».

7. Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является "голым результатом", а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая ф-ция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная ф-ция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных харак-к, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая ф-ция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная – ф-ция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют науч. предвидением.

5. Практическая ф-ция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый "критерий относительной приемлемости", согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: