Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции

1. Рынок совершенной конкуренции - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

2. Свободный вход на рынок характерен для рынка совершенной конкуренции

3. Юридические барьеры – самыми древними формами юридического барьера были монопольные права. Важнейшим видом юридических барьеров являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

4. Экономические барьеры – возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуацией в стране.

5. Максимизация прибыли имеет место, когда цена продукции становится равной предельным издержкам ее производства и обращения.

6. Минимизация убытков достигается, когда предельная выручка

(предельный доход) и предельные издержки равны: MR = MC, при

оптимальном, наиболее выгодном объеме производства.

7. Прекращение производства следует, когда когда цены меньше средних

переменных издержек. В этом случае ей удастся избежать ненужных

потерь.

8. Состояние равновесия фирмы:

А) в краткосрочном периоде постоянные издержки остаются

неизменными, и фирма может изменять объем выпускаемой продукции

только с помощью изменения величины переменных издержек.

Б) в долгосрочном периоде все издержки становятся переменными,

то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы

фирма могла изменить свои производственные мощности.

9. Значение рынка совершенной конкуренции

При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке исключительно важную роль. Она имеет практическую и методологическую ценность.

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет - пусть и ценой больших упрощений действительной рыночной картины - понять логику действий фирмы.

В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

10. Правило максимизации прибыли

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC).

11. Критерий входа новых фирм на рынок

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Рынок несовершенной конкуренции

2. Чистая монополия

3. Естественная монополия

4. Монопсония

5. Ценовая дискриминация

6. Показатели монопольной власти:

а) Индекс Лернера

б) Индекс Герфендаля-Хиршмана

7. Монополистическая конкуренция

8. Дифференциация продукта

9. Олигополия

10. Дуополия

11. Картель - соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами.

12. Ценовой лидер - Фирма, которая изменяет цены на производимые товары, а другие продавцы следуют ее примеру на рынке.

13. Особенности рынка несовершенной конкуренции

-значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

-объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

-всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

-все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

-мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

14. Рыночное равновесие в условиях монополии и последствия монополизации. Черты фирмы-монополиста: Фирма – отрасль(кроме неё продукцию никто не производит); неэластичный спрос(Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос); Недопроизводство, завышение цен, монопольные прибыли; ценовая дискриминация;

15. Условия ценовой дискриминации Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

16. Регулирование деятельности предприятий-монополистов

Монополизм мешает развитию экономики. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство и создан действенный механизм контроля за деятельностью монополистов.

17. Особенности олигополистического рынка

Небольшая численность группы фирм в отрасли; слияние и сговор фирм; каждая фирма вынуждена просчитать конкретные действия на свои изменения

18. Особенности рынка монополистической конкуренции

Большое число покупателей и продавцов

Невысокие барьеры для вступления в отрасль

Наличие неценовой конкуренции

19. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции

Краткосрочный период: Монополистические конкуренты не обладают значительной монопольной властью, поэтому динамика спроса будет отличаться от спроса монополии. За счет того, что на рынке существует конкуренция, в случае повышения цены 1 фирмы потребители будут обращаться к другой, поэтому спрос на продукцию каждой из фирм будет эластичным.

Долгосрочный период: наличие экономической прибыли будет приводить к притоку в отрасль новых фирм. В свою очередь предложение будет увеличиваться, равновесная цена уменьшаться, а величина прибыли сокращаться. В конечном итоге наступает ситуация, когда последняя вошедшая на рынок фирма не получает экономической прибыли. Единственной возможностью увеличить прибыль является увеличение дифференциации продукции.

20. Достоинства и недостатки всех видов рынка несовершенной конкуренции

При несовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги взаимодействуют в отличие от рынка совершенной конкуренции не множество отдельных производителей, а много, несколько или одна. Сокращение числа производителей происходит под влиянием факторов, ограничивающих конкуренцию, которые называются барьеры рынка.

2. Основные умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: