Факторы, предопределившие тенденции развития дизайна периодических изданий вXXI в.
1. Дизайн - типообразующий признак периодики. С распадом глобальной системы подписного распространения печатных СМИ дизайн не только превратился в инструмент организации и визуализации контента, навигации по полосам издания, но и в средство его идентификации.
2. Изменение технологической цепочки выпуска изданий привело к тому, что дизайн вышел из-под диктата типографий.
В начале 1990-х гг. допечатные процессы (набор, редактирование, вёрстка) перешли в редакцию, что позволило не только существенно разнообразить палитру дизайн-средств, но и контролировать качество полиграфического
исполнения.
3.Количественный рост изданий, телеканалов, развитиеИнтернета привели к расширению типологической структуры СМИ, разнообразию изданий с точки зрения контента.
Развитие телеиндустрии и рост Интернета повлияли на принципы дизайна всех СМИ.
От того, насколько успешно дизайнеру удаётся решить задачу визуализации за счет увеличения количества и форматов изобразительных материалов, изменения их жанровой палитры зависит сегодня выживание издания или их дальнейшее развитие.
|
|
1. Прежде всего можно выделить индивидуализацию дизайна.
Подобно любому коммерческому продукту периодические издания должны иметь собственную индивидуальную упаковку – запоминающуюся, выразительную и технологичную.
2. Дизайн современных периодических изданий является сложной конструктивно-композиционной системой.
В основе дизайна газет и журналов лежит конструкция контента. Она определяет как их графическую модель, так и материальную конструкцию. На первом этапе разработки нового медийного проекта или редизайна издания дизайнер совместно с редактором определяют количество и объём разделов или мегарубрик, способ их дальнейшего членения на подрубрики или материалы, стиль и объём иллюстрирования.
Эта информация позволяет дизайнеру определить формат и объём издания и приступить к формированию визуального текста издания.
Отдельно разрабатываются обязательные для издания служебные комплексы: объём и конструкция обложки, «Содержание» и выходные сведения.
Дополнительные ѕ – накладка, которая закрывает половину первой и всю
четвёртую полосу обложки журнала. Этот элемент конструкции позволяет сохранить «лицевую» полосу обложки для издания, поскольку она выполняет важные функции идентификации журнала и рекламы контента номера и в то же время предоставляет возможность рекламодателю разместить свою информацию на фальш-обложке – рекламной накладке. Этот приём используют и газеты.
|
|
И последний компонент, определяющий конструкцию издания, это система навигации (анонсы материалов, разделов и рубрик, выносы, система рубрикации), которая организует процесс восприятия контента каждого номера.
3. Качественное издание ориентировано прежде всего на выполнение информационно-аналитической функции. Оно адресовано вполне самостоятельной в интеллектуальном и житейском плане аудитории.
Специфика целевой аудитории: это всегда читатель, а не зритель.
К дизайну качественных изданий предъявляются особый требования: прозрачность и лаконизм.
Главная задача дизайнера – визуализировать конструкцию издания.
Инструментами являются модульная сетка, система дополнительных графических элементов и цветовых акцентов, шрифты – для набора, заголовков и акциденции, а также способы иллюстрирования.
Однако если в целом стиль качественного издания предполагает нейтральный, чистый дизайн, строго вытроенный в соответствии с канонами типографики, то новая ситуация на рынке СМИ заставляет его быть более активным, эмоциональным, так как только таким образом он может воздействовать на реципиента, вовлекая его в процесс коммуникации.
Основным инструментом визуализации конструкции качественных изданий является типографика – система шрифтовой акциденции различных компонентов текста, чётко выстроенная по гарнитурам, кеглям и начертаниям, принципам разделения и объединения материалов графическими элементами, которая не только делает весь текст издания легкодоступным, но и всей системой акциденции четко инструктирует читателя: начинается новый раздел, рубрика, материал, это заголовок, это лид, внутритекстовый вынос, вопрос интервьюера, подпись автора и т. д.
В последнее время все более очевидной становится тенденция заказа шрифта под образ и графическую концепцию издания.
Для дизайна качественных изданий характерны также вариативная модульная сетка, позволяющая с помощью форматов дополнительно подчеркнуть иерархию текстов, их компонентов, сдержанное иллюстрирование, построенное на сочетании документальной фотографии, инфографики и авторской иллюстрации в соответствии с тем местом, которое занимает материал в конструкции издания.
При переходе от качественных изданий к массовым эти принципы постепенно «размываются», поскольку массовые издания ориентированы на выполнение преимущественно развлекательной функции.
Поэтому основные качества их дизайна – активность и яркость – тем очевиднее, чем ближе занимаемая изданием ниша к бульварной прессе. Конструкция контента, как правило, не видна, поскольку материалы конкурируют за внимание читателя друг с другом и с рекламой.
Дизайн постоянно подхлёстывает, активизирует процесс восприятия кричащими заголовками на полосу или разворот, многочисленными иллюстрациями, разнообразием форматов набора и многоцветностью шрифтов и графических элементов, в том числе – подложек под текстами, размер которых относительно площади, занимаемой материалом в целом, очень невелик.
Это издания для разглядывания, а не для чтения своей специфической аудиторией. Поэтому основную площадь здесь занимают яркие иллюстрации и заголовочные комплексы, размеры которых сопоставимы или превышают размеры текстов, к которым они относятся.
тенденции развития дизайна СМИ, которые необходимо учитывать в исследованиях:
• дизайн служит средством организации контента;
• конструкция контента является отправной точкой разработки формальных, функциональных и художественных параметров
графической концепции издания;
• дизайн организует процесс прочтения номера через систему навигации;
• всё чаще при редизайне изданий (процесс, начавшийся в 2004–2005 гг.) в основу графической концепции ложится специально выполненная полигарнитура, количество начертаний которой позволяет решать самые сложные коммуникационные задачи;
|
|
• дизайн как визуальный язык позволяет увидеть типологическую и адресную направленность издания, тематику конкретного номера до его прочтения;
• дизайн является «упаковкой» и рекламой как издания в целом, так и контента каждого номера.
• поиски современной пластики, привели к актуализации авторской иллюстрации в изданиях разного типа, использованию инфографики и каллиграфии.