Государства

Рассмотрим сущность экономических функций государства. Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкурен-ции.

Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производи-тель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Это име-ет негативные последствия, т. к. для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обя-зательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достато-чно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним при-дется мириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а качес-тво их снизится. Таким образом, вмешательство монополии в рыночную среду ведет к пе-рераспределению богатства в ее пользу. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы. С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий.

Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов.

Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении обществен-ного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты могут быть определены как издержки или выгоды от производственных опера-

- 54 -

ций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и поло-жительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудша-ются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земе-льных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Наиболее важным при-мером внешних затрат, которые несет общество, является загрязнение окружающей сре-ды. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания человечество. Ухудшение экологической ситуации приве-ло к необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государ-ства, т. к. только оно способно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общест-венных перспектив.

К числу недостатков рынка относится проблема, связанная с контролем денежной мас-сы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства, поэтому имеет место нехватка или, наобо-рот, изобилие денег. Решение этих вопросов государство осуществляет в лице Централь-ного банка. В отличие от других финансовых институтов, руководствующихся соображен-иями коммерческой выгоды, ЦБ страны призван защищать интересы общественные. Его основными задачами являются эмиссия национальной валюты, финансирование правите-льства, осуществление расчетных операций с коммерческими банками, контроль над де-ятельностью коммерческих банков, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы и другое.

Особое внимание современное государство вынуждено обращать на существование со-циальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точ-ки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социа-льной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраи-вает большинства населения страны, то это чревато серьезными социальными конфликта-ми. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся возможно двумя путями: через так называемые трансферты и установление фиксированных цен на социа-льно значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда.

Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одно-стороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.

Борьба с бедностью в современном обществе часто связана с решением проблем безра-ботицы. Роль государства в этой сфере отношений совсем не сводится к тому, чтобы лю-бой ценой обеспечить полную занятость. Задача состоит в другом – в эффективном регу-лировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т. д.

Важнейшей функцией государства остается удовлетворение тех общественных потреб-ностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование аб-

- 55 -

солютно немыслимо. Никакое общество не может обходится без национальной обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного по-рядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются поровну все граждане страны, они получили название «обществен-ных товаров».

Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граж-дан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообло-жения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:

– нераздельность в производстве;

– неисключаемость из потребления;

– неконкурентоспособность на рынке.

Общественные товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, наци-ональная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги мили-ции данного региона) – лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предостав-ляемые муниципалитетом данного населенного пункта) – лишь малым коллективом. При этом общественные блага могут иметь отдельные свойства частных экономических благ. Так, высшее образование имеет черты общественного товара – студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, поскольку сту-дентом становится не каждый желающий, а значит, высшее образование не отвечает прин-ципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основы.

Все рассмотренные функции государства в экономике должны соответствовать трем важнейшим принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование производства. Справедливость предпо-лагает перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций для сглаживан-ия имущественного неравенства, рождаемого рынком. Стабильность требует проведения специальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Анализ экономических функций позволяет полнее представить модель функционирова-ния рыночной экономики. Кругооборот денежных и товарных потоков в макроэкономике показан на рисунке 36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: