Социальная политика. Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, ин-вестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социаль-ных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

– развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечиваю-

щего экономическую безопасность для страны;

– реального участия граждан в управлении производством, общественной и государст-

венной жизни;

– осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

– защиты и поддержки нуждающихся;

– проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидар-

ности граждан;

– активной социальной политики и социального партнерства.

Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу исполь-

зования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направлен-ых на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на рисунке 68.

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наи-более уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализа-цию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифферен-цированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных вып-лат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной пла-ты, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром». Масштабы утечки из этого ведра опре-деляются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьша-ют объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по зара-ботной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономи-ки и перетеканию его в теневой сектор.

Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов насе-

- 96 -

Рисунок 68. Основные направления социальной политики государства

ления от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денеж-ных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские това-ры и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отде-льных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцирова-нный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства явля-

ется защита населения от безработицы.

Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не мо-жет найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчиты-вается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.

Экономисты выделяют три основных типа безработицы.

Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратко-временная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.

Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, ко-гда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5–6 % от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.

- 97 -

Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе эконо-мического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в со-ответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 %.

Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей ква-лификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченно-сть экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидаци-онном – снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессио-нальной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, соци-альная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.

- 98 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: