Награда за качество и превосходство в бизнесе приносят лучшим компаниям признание и выступают в качестве элемента в стратегии совершенствования, повышения своей производительности и достижения хорошего уровня конкурентоспособности и на макро- и на микро- уровнях.
На сегодняшний день существует большое разнообразие конкурсов качества, таких как "Сто лучшихстоваров России", "Народнаялмарка", "Товар года", на которых оценивают потребительские свойства продукции и услуг, объемы реализации, позиции в рейтинге брэндовых марок. Такого рода конкурсы, как правило, проводятся на государственной основе. Большинство национальных и региональных премий в сфере качества организуются с целью систематизации и структурирования менеджмента организаций на базе философии качества, для дальнейшего повышения конкурентоспособности и производительности бизнеса как на местном уровне, так и на мировом рынке. Значимость награде придает еще и факт вручения ее первыми лицами государства.
|
|
Одни из широко распространенных международных премий - ПремиясБолдриджа и Европейскаяспремия качества – они являются не просто наградой за победу, но и основой национальной политики в сфере качества Америки и Европы.
Ключевые принципы премии М. Болдриджа: лидерство, ориентация на потребителя, индивидуальное обучение и обучение организации, ценность работников и партнеров, оперативность, инновации и развитие, управление на основе фактов, социальная ответственность, нацеленность в будущее, на результат и создание ценностей, системный взгляд. Эти принципы формируют структуру совершенствования и являются базой для критериев премии.
Критерии премии М. Болдриджа, используемые для оценки организаций-соискателей, подразделяются на категории: лидерство; стратегическое планирование; ориентация на потребителя и рынок; измерение, анализ и управление на основе знаний; важность человеческих ресурсов; оперативное управление; бизнес-результаты. Система оценки основана на 1000-балльной шкале, каждая категория выражается соответствующей балльной оценкой. Оценка по категориям дается с учетом используемого подхода, его внедрения и полученных результатов.
Процесс экспертной оценки кандидатов включает конкурс отчетов по критериям премии и последующее обследование на местах. С появлением премии М. Болдриджа зародился новый подход к внедрению принципов TQM в деятельность организаций и совершенствованию бизнеса.
Именно на базе критериев премии Болдриджа была осуществлена разработка и адаптация к национальной практике менеджмента Японскаяспремия качества (JapanтQuality Award). Она собрала в себе лучшие современные подходы управления и разрабатывается учитывая практический опыт применения системы контроля и управления качествомсво всем мире.
|
|
Еще одна премия качества – премия Деминга. "В основескачества продукцииьлежит качество труда и качественныйсменеджмент на всех уровнях, т. е. такаячорганизация работы коллективовтлюдей, когда каждый работниксполучает удовольствие от своей работы", - этотосновная идея лекций профессорасЭдварда Деминга - американца, приглашенногоив 1950 г. выступитьсперед ведущими промышленникамирЯпонии. В 1951 году Японскийесоюз ученых и инженеров (JUSE) в знак благодарностиидоктору Демингусза развитие идей качества в Японии учредилнпрестижную ежегоднуюипремию его имени - премию Деминга (DemingиPrize). Она являетсяппервой и по сегодняшний день одной из самыхепрестижных и уважаемыхмнаград в области качества, способствуянраспространению философиииTQM, особенно в странах юго-восточнойсАзии.
Основная задача, которую поставили перед собой организаторы премии Деминга, — распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии управления качеством в масштабах всей компании (CWQC), поощряя организации, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества.
Система оценки организаций — соискателей премии Деминга в последние годы была подвержена серьезным изменениям, чтобы соответствовать изменяющейся бизнес-среде. Оценочные критерии пересмотрены и включают три группы показателей.
• Базовые категории формируют модель премии. В рамках шести базовых категориев (политика в области управления и ее реализация; разработка новой продукции и инновация процессов; поддержание и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов) оцениваются эффективность, совместимость, непрерывность и тщательность деятельности. Организационная оценка по сумме шести категорий рассчитывается максимума из 100 баллов.
• Уникальная практика раскрывает особенности подходов каждой организации. Оценивается эффективность, воспроизводимость и инновационность заявленных бизнес-решений;
• Роль высшего руководства является субъективным критерием, оценка проводится по результатам личной беседы руководителя с экспертом и отражает глубину понимания руководителем смысла деятельности по развитию и внедрению политики в области качества, его энтузиазм и целеустремленность.
Порядок оценки предполагает экспертизу Отчета о практике TQMкомпании конкурсанта и последующее обследование на местах организаций, предоставивших лучшие отчеты. С учетом результатов оценки по всем трем критериям выносится заключение о присуждении премии.
Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие менеджмента качества в Японии и многих других странах, особенно юго-восточной Азии.
В России Премия качества вручается Правительством РФ с 1997 г. В основу конкурса положены критерии Европейской премии качества и модель EFQM. Организаторы конкурса считают своей задачей вывод качества менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволит российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Госстандарт России (ныне — Ростехрегулирование. — Прим. ред.) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
|
|
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.
При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы «результаты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.
За семь лет существования премии было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. Учреждены городские и региональные премии по качеству.
Начиная с 2002 года эта премия вручается предприятиям двух типов, по численности персонала: до 250 человек и свыше 250 человек. За 7 лет проведения той премии было направлено около 800 заявок на участие в премии из 67 субъектов РФ. [7]
Как уже отмечалось выше, большинство организаций, которые участвуют конкурсах качества, не ставят основной целью - получение самой премии. Премия качества является прежде всего моделью совершенствования своей деятельности, позволяющие управленцам структурирование и систематизацию своей работы внутри организации и начало процесса совершенствования. Сегодня большинство западных компаний на основе модели премии качества выстраивают определенную стратегию на управление организацией, которая нацелена на непрерывное совершенствование своей деятельности.
|
|
Рассмотрим, что представляет из себя модель премии. Зачастую, моделью является набор оценочных критериев, которые внутренне взаимосвязаны и объеденены в графическую схему. К примеру, по критериям и модели премия Правительства РФ схожа с Европейской премией качества, в которой критерии делятся на 2 группы: "Возможности" и "Результаты". В группу "Возможности" входит:
1)слидерство,
2) политикуси стратегию,
3)слюдей,
4) партнерствоси ресурсы,
5) процессыторганизацией.
В группу "Результаты",
1) удовлетворениеипотребителей,
2) удовлетворениекперсонала,
3) влияниеына общество,
4) ключевые результатыздеятельности.
Содержаниеткритериев и принципы построенияпмодели той или иной премии - это философиязбизнеса организаций, участвующихмв конкурсе или использующихомодель премии как инструментгуправления и совершенствования.
Главная цель победителей и участников заключается в освоении методов самооценки предприятии на предмет соответствия основным критериям премии. Постоянная самооценка помогает прослеживать динамику оптимизации и внедрить ориентир на непрерывное усовершенствование компании. Многие российские организации также ориентируются на метод самооценки по критериям премий. В самооценку заложены главные критерии премий качества, которые делают их не просто знаком признаниясзаслуг, а процедурами, помогающеми предприятиям выявить свои достижения и недоработки, свои шансы на победу или цели на будущее.
По сказанному выше, можно сделать вывод, что наибольшие преимущества получают от использования премий качества, как инструмента управления. И во многих развитых странах премии получили действительно достойное внимание в арсенале менеджеров организаций.
[1] Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с. – с. 215
[2] Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с. – с. 87
[3] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. – с. 11
[4] ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»
[5] Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.
[6] Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.
[7] Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.