Методические рекомендации студентам
Оглавление
2.1. По организации самостоятельной работы при изучении дисциплины.. 1
2.2. По выполнению практических заданий. 5
2.3. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.. 11
2.4 Методические указания по выполнению рефератов и контрольных работ 18
2.5. Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине 28
2.6. Технологическая карта дисциплины.. 43
По организации самостоятельной работы при изучении дисциплины
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Раздел 1.
1. Опишите основные номинации социальной работы в контексте ее генезиса.
2. В чем сходство и различие дефиниций «благотворительность», «общественное призрение», «социальная защита», «социальная работа». Обоснуйте свою точку зрения.
3. Сравните периодизации А.Стога, Е.Максимова., В.Герье, А.Якоби. Какие, на Ваш взгляд, процессы лежат в основе этих периодизаций?
|
|
4. Опишите номинативно-хронологическую периодизацию социальной работы с позиций современности. Раскройте ее основные теоретико-методологические аспекты.
Раздел 2.
1. Перечислите формы поддержки у древних славян.
2. Опишите конфессиональные формы поддержки в Западной Европе и в России в средние века.
3. Каковы государственные законодательные тенденции помощи в XVIII в.
4. Территориальные институты помощи как попытка локализовать проблему пауперизма на периферии.
5. Отечественная и западная модели помощи в к.XIX- н.XX вв.
6. Опишите основные виды поддержки свободных граждан античного мира.
7. Особенности поддержки городских нищих в античном мире.
8. Опишите культовые формы поддержки у древних славян.
9. Вервь как отражение философии холизма у древнего славянина.
10. Общинно-родовые формы помощи у древних славян.
11. Хозяйственные формы помощи у древних славян.
12. Опишите основные направления деятельности благотворительных монашеских орденов.
13. Проанализируйте превентивные законодательные мероприятия против пауперизма в Европе.
14. Опишите городские мероприятия по организации поддержки нуждающихся слоев населения.
15. Проблемы княжеского нищепитательства на Руси X-XIII вв.
16. Устав князя Владимира «Красно солнышко».
17. Оформление институциональных форм защиты нуждающихся.
Раздел 3.
1. Опишите государственные полицейские мероприятия против профессионального нищенства в Европе в XVII-XIX вв.
2. Развитие Эльберфельдской системы помощи в Германии как перспективной формы индивидуальной работы с нуждающимися.
3. Трудовая помощь.
|
|
4. Опишите «закрытые» и «открытые» институты помощи. Обоснуйте их сущность и специфику.
5. Филадельфическое братолюбивое общество как отражение деятельности конфессиональных организаций в колониальной Америке.
6. Армия Спасения как приходская форма помощи.
7. Объясните понятия: «сеттльменты», «агентство социального обеспечения», «ассоциация социальных служб», и расскажите об особенностях поддержки нуждающихся в этих организациях.
8. «Стоглавник» и «Судебник» XVI в. как основные государственные правовые акты, регламентирующие социальную поддержку нуждающихся в России.
9. Указ 1682 года как первая государственная мера против профессионального нищенства.
10. Проблемы инфантицида в России.
11. Историческое значение приказов общественного призрения в России.
12. Частные благотворительные общества как следствие социальной активности правящего класса.
13. Земства как форма поддержки в XIX в.
Синхроническая таблица становления социальной помощи
Период | Западная Европа | Россия | США |
XVI в. | |||
XVII в. | |||
XVIII в. | |||
XIX в. | |||
XX в. |
Раздел 4.
1. Опишите германскую модель социального обеспечения и социальной работы.
2. Опишите английскую модель социального обеспечения и социальной работы.
3. Опишите скандинавскую модель социального обеспечения и социальной работы.
4. Опишите французскую модель социального обеспечения и социальной работы.
5. Дайте сравнительную характеристику системы социальной защиты Франции и Германии.
6. Покажите основные отличия системы социального обеспечения Германии и Англии.
7. Опишите федеральные программы занятости в США.
8. Определите, по каким основным направлениям развивается социальная работа в США.
9. Дайте определение понятию «коммьюните». Опишите особенности индивидуальной социальной работы в микросреде.
10. Обоснуйте особенности развития социальной помощи в России после октябрьских событий 1917г.
11. Опишите советскую модель социального обеспечения.
12. Социальная работа в России в к. ХХ в. Особенности становления и развития социальной работы как вида профессиональной деятельности.
13. Опишите, каковы направления развития социальной работы в мировом пространстве.
14. Социальное партнерство как перспективная форма развития социальной работы в мировом сообществе.
15. Иституционализация социальной работы. Что вы понимаете под этой категорией.
16. Каковы основные тенденции развития школ социальной работы в мировом пространстве.
Раздел 5.
1. В чем различие марксистских и анархических взглядов на сущность государственной помощи?
2. Какие основные этические дилеммы волновали деятелей европейской науки в отношении бедности и социальной помощи в XIX столетии?
3. Как рассматривали практики общественной благотворительности подходы к личности клиента?
4. Какими социально-историческими тенденциями было обусловлено развитие теоретической мысли в области помощи нуждающихся в США?
5. Развитие концептов «прав человека» и их влияние а политику социальной поддержки в США в XIX веке?
6. Какова роль феминистского движение в развитии и становлении теории социальной работы в США.
7. Как в теории полицейского права осмысляются подходы к общественной и частной благотворительности?
8. Сопоставьте основные социально-политические подходы к общественному благосостоянию в XIX веке? Каково их влияние на развитие идей в области теории общественного призрения?
9. Как понимаются концепты общественного призрения в теории трудовой помощи?
Раздел 6.
1. Какие основные тенденции характеризуют развитие теории социальной работы в ХХ веке?
2. Какие основные этапы проходит концепция благосостояния в России в ХХ веке?
|
|
3. Раскройте основные подходы к концепции социального воспитания предложенные В. Кащенко и Л. Выготским?
4. Какие идеи трудовой школы находят отражение в теории трудового воспитания П. Блонского, А. Макаренко, С. Шацкого?
5. Сделайте сопоставительный анализ концепциям социальной реабилитации 20-х годов и 70-х, 90-х.
6. Какие основные тенденции дали основанию развитию теории социальной работы в конце 90-х годов?
7. Раскройте основные тенденции развития теории социальной работы в 90-е годы.
8. Какие основные тенденции характерны для развития школ социальной работы в Европе перед Первой мировой войной?
9. В чем особенность развития американской модели образования социальных работников до Первой мировой войны.
10. Покажите какие тенденции были характерны для образования в области социальной работы в середине ХХ века.
11. Какие тенденции приобретает подготовка профессионалов в области социальной работы в конце ХХ века.