Культура в начале 20 в

Первые 15-20 лет начала 20 века вошли в историю русской культуры как её «серебряный век», вызванные стремлением к поиску нового, обновлению традиционных форм и принципов (модернизм).

Большую роль в развитии культуры играло меценатство (С. Мамонтов, С. Дягилев)

1.Образование

Повышение грамотности с 21% (1897 г.) до 27% (1914 г.)

Увеличилось количество учебных заведений, открываются сельскохозяйственные, учительские, медицинские институты. К 1914 г. в стране было около 100 вузов.

1908 – открытие в Москве на деньги золотопромышленника А. Шанявского Народного университета

2. Наука

Биология И. Мечников (работы по иммунологии) А. Павлов (теория условных рефлексов) К. Тимирязев (создание русской школы физиологии растений) В. Вернадский (основатель геохимии, радиогеологии, учение о биосфере и ноосфере) С. Корсаков и П. Ганнушкин (отечественная психиатрия)
Физика, астрономия, математика К. Циолковский (основатель космонавтики) Н. Жуковский (разработка основ аэродинамики) П. Лебедев (подтвердил электромагнитную теорию света) М. Зелинский (изобретение противогаза) И. Сикорский (начало русского самолетостроения) А. Попов (изобретение радио и беспроводного телеграфа) В. Федоров (создание нового вида огнестрельного оружия-автомата)
История А.Шахматов, В. Ключевский, С. Платонов, А. Пресняков, П. Милюков, Н. Павлов-Сильванский, М. Покровский (пятитомная «Русская история с древнейших времен»)
Философия Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк, Л. Шестов Религиозная философия: В. Соловьев, П. Флоринский, К. Леонтьев
Экономика М. Туган-Барановский, А. Чаянов, П. Струве
Социология П. Сорокин, М. Ковалевский
Техника Д. Чернов (металловедение) В. Шухов (сконструировала первые нефтепроводы и нефтеналивные суда) Ф. Блинов (первый трактор на гусеничном ходу)

3.Литература

Расцвет критического реализма и завершение творчества Л. Толстого («Живой труп», «Хаджи-Мурат» - в этот период), А. Чехова («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», рассказы)

Проза: В. Короленко («Дети подземелья»), М. Горький («Мать», «Девушка и смерть», «На дне», «Васса Железнова»), А. Куприн («Гранатовый браслет», «Олеся», «Яма»), И. Бунин («Темные аллеи», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», поэзия), Л. Андреев, А. Толстой («Петр Первый», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Аэлита»)

Поэзия

В начале 20 в. появилось новое направление – модернизм, которое в то время называли «декадентством», т.е. упадком. Его представители пытались отойти от традиционных направлений, провозглашали отказ от политики, проповедовали «чистое», «свободное» искусство, индивидуализм.

Крестьянские поэты С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков
Символисты (богоискательство, мистика, символизм) А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус
Акмеисты (культ реального быта, конкретной предметности) А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам
Футуристы (от латинского – «будущее») В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин

Начало творчества М. Цветаевой.

Основные черты модернистских течений:

- крайний индивидуализм, интерес к своему «я»

-антиреализм (отказ от изображения действительности, «искусство для искусства»)

2. Театр

Труппа МХТ (Московский художественный театра основан 1898 г. – Станиславский и Немирович-Данченко): В. Началов, И. Москвин, М. Тарханов, О. Книпер-Чехова

Театральные реформаторы: В. Мейерхольд, Е. Вахтангов

Наряду с Мариинским и Большим театрами открываются Оперный театр Е. Мамонтова, частная опера Зимина, Драматический театр им. В. Комиссаржевской в Петербурге (1904)

Оперные певцы: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова

Артисты балета: А. Павлова, Т. Карсавина, М. Кшесинская, В. Нижинский

1894 – театральный музей (А. Бахрушин)

1907-1914 гг. – «Русские сезоны» С. Дягилева в Париже (пропаганда русского искусства: выставки русской живописи, музыка, балет)

3. Музыка

Реалистическое направление
Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста»
Модернистическое направление
А. Глазунов Балет «Раймонда»
И. Стравинский Балет «Петрушка», опера «Соловей»
С. Рахманинов Оперы «Скупой рыцарь», «Алеко»
А. Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»

4. Кинематограф

1907-1908 – первая кинофабрика, созданная А. Ханжонковым

1908 – первая российская кинолента «Понизовая вольница» (о Степане Разине)

Актеры немого кино: В. Холодная, И. Мозжухин, А. Коонен, В. Полонский

5. Живопись

Художественные объединения:

«Мир искусства» 1894-1924 гг. (основатели художник А. Бенуа и театральный деятель С. Дягилев). Под тем же названием выходил журнал. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство по их мнению должно выражать личность художника. Во главе Бенуа и Дягилев Л. С. Бакст Н. К. Рерих Б. М. Кустодиев М. В. Добужинский Е. Е. Лансере З.Серебрякова К. Коровин Д. И. Митрохин А. П. Остроумова-Лебедева Чемберс, Владимр Яковлевич А. Е. Яковлев К. А. Сомов Я.Ф. Ционглинский Вильгельм Пурви
«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др. Живописцы П. В. Кузнецов П. Уткин Н. Н. Сапунов М. С. Сарьян С. Ю. Судейкин Н. П. Крымов А. А. Арапов А. В. Фонвизин Братья Николай Дмитриевич и Василий Дмитриевич Миллиоти Н. Феофилактов В. Дриттенпрейс И. Кнабе Н. П. Рябушинский С. Ф. Старченков Скульпторы А. Т. Матвеев П. Бромирский Поэты А. Белый В. Брюсов К. Бальмонт
Бубновый валет (1910-1917) Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки. Характерны деформация и обобщение форм. В. С. Барт В. Г. Бехтеев С. И. Бодуэн-де-Куртинэ В. Д. Бубнова В. Д. Бурлюк Д. Д. Бурлюк Н. С. Гончарова В. В. Кандинский П. П. Кончаловский Н. Е. Кузнецов А. В. Куприн М. Ф. Ларионов А. В. Лентулов С. И. Лобанов К. С. Малевич А. Т. Матвеев И. И. Машков А. И. Мильман А. А. Осмеркин В. В. Рождественский В. В. Савинков Р. Р. Фальк М. А. Фейгин А. В. Фонвизин Л. В. Шюрцваге (Сюрваж) А. А. Экстер А. Г. Явленский
Ослиный хвост Ларионов, Малевич

Течения: 1. символизм: М. Врубель («Демон», «Пан», «Принцесса Грёза»), Н. Рерих («Заморские гости»), А. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»)

2.абстракционизм: В. Кандинский, К. Малевич ( основатель супрематизма ) («Черный квадрат»))

3. реалистическое направление: И. Репин, В. Суриков и др. передвижники

9. Скульптура

А. Голубкина Образы пролетариев «Железный», «Рабочий», композиции «Спящие», «Вдали музыка и огни»
С. Коненков Деревянная скульптура
С. Волнухин Памятник первопечатнику И. Федорову в Москве, бюст Третьякова

10.Архитектура

Утверждение эклектики (смещение стилей) и множества других нео- и псевдонаправлений:

Братья Косяковы Морской собор в Кронштадте
В. Васнецов Политехнический музей, Главный фасад Третьяковской галереи
А. Щусев Казанский вокзал

Архитектура, пережив эпоху подражания классицизму и псевдоготике, находит себя в великих постройках в стиле модерн: ( использование новых материалов: железо, сталь, стекло; отказ от симметрии; богатый декор зданий; свободная планировка)

Петербург Москва
А. фон Гоген: особняк М. Кшесинской Ф. Шехтель: здание МХТ, особняк фабриканта Рябушинского, Ярославский вокзал
Ф. Лидваль: гостиница «Астория», доходные дома Валькотт: гостиница «Метрополь»
П. Сюзор: здание торговой фирмы «Зингер» (ныне Дом книги)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: