Период упадка в древней Греции

Тёмные века, наступившие для Греции примерно в 1100 г. до н. э. и продолжавшиеся около трёх столетий, до 800-х гг. до н. э., — время почти полной перестройки жизни и быта. После гибели микенской цивилизации резко сократилось население полуострова, были забыты прежняя письменность, старые способы обработки драгоценных металлов, ножной гончарный круг, не возводили зданий из камня, не расписывались фресками стены. Казалось, племена, населявшие старый мир, провалились из развитой городской цивилизации в варварство. И начали новый отсчёт в развитии своей культуры.

То, что происходило тогда в древней Греции, известно только по немногочисленным археологическим источникам, а они крайне скудны. Греки не только утратили письменность, но и сократили общение с соседними народами, основой которого всегда была торговля. В тёмные века, вероятно, не было излишков товаров. Выходить на рынок оказалось не с чем, поэтому ни у египтян, ни у ассирийцев, ни у финикийцев нет сведений о наследниках микенской культуры.

Основными строительными материалами были дерево и кирпич-сырец, который изготовлялся из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Крыши крылись соломой, а не черепицей, как позднее. От этих построек мало что сохранилось.

Могильники тоже молчат. При раскопках в Афинах было обнаружено, что в тёмные века покойных кремировали. Тело сжигали, а золу клали в кувшин и опускали его в могилу. Такой способ исключал захоронение вместе с умершим вещей. Подобная бедность контрастирует с царскими могилами прежних времён. Только к 800 г. до н. э. возобновилось погребение тела и приношение ему посмертных подарков. Теперь в последний путь человека сопровождали глиняные кувшины или чаши.

Немного «рассказывает» и керамика. Фигуры людей на вазах изображены схематично и кажутся голыми. Невозможно разобрать, во что они одеты. Единственное, что можно отметить с уверенностью, это короткие бороды и круглые, остриженные головы мужчин. Зато обнаружено множество железных булавок, которыми скалывали одежду. Изысканные наряды микенских времён были забыты. Им на смену пришёл так называемый дорический хитон. Прямоугольные куски грубой льняной материи скрепляли на плечах булавками. Нет сведений даже о поясах, вероятно, их заменял скрученный кусок ткани.

На фоне всеобщего разорения выделялся только остров Эвбея. Раскопки на нём показали, что его жителей хоронили с золотыми украшениями. Это свидетельствует о богатстве обитателей двух островных городков. Именно эвбейцы восстановили торговые связи с соседними народами, однако около 900 г. до н. э. на острове вспыхнули распри между двумя городами, вероятно, из-за торгового соперничества, и очаг цивилизации на Эвбее погас.

На рубеже 800 г. до н. э. греки усвоили у финикийцев новое письмо. Этому предшествовало интенсивное развитие торговли с Финикией и её партнёрами. Финикийский алфавит состоял из одних согласных. Древние греки добавили в него буквы, обозначающие гласные звуки, в таком виде он очень подходил для их языка. С этого момента начинается новый период — архаика, продлившаяся до 500-х гг. до н. э. Именно тогда были впервые записаны мифы, исполнявшиеся бродячими певцами и поэтами, одним из которых считается слепой старец Гомер, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

26

Полис (др.-греч. πόλις, πολιτεία, лат. civitas) — форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических — цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы — синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы — герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты — басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные — эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: