Современная педагогическая возрастная переодизация. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства
Педагогическая возрастная периодизация
Возрастной
период
| Возраст
ребёнка
| Ведущий вид деятельности
| Важные новообразования
|
Младенческий
| 0-1 год
| Непосредственное эмоциональное общение
Посредством этого общения формируются действия, сопровождаемые и в какой- то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями.
| Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
|
Раннее детство
| 1-2 года
| Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми.
| Развитие речи и нагляднодейственного мышления.
|
Дошкольный
| 3-6 лет
| Ифовая деятельность (ролевая игра). В игре ребёнок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила.
| Стремление к общественнозначимой и общественно- оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
|
Младший
школьный
| 7-10 лет
| Учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений.
| Произвольность психических явлений,внутренний план действия, рефлексия.
|
Средний
школьный
(подростковый)
| 11-14 лет
| Общение
(коммуникативная деятельность). Общение происходит в системе общественно полезной деятельности (учебной, организационной, трудовой и т.д.).
| Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.
|
Старший школьный (ранняя юность)
| 15-18
лет
| Учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность приобретает избирательность, обусловленную предпочтениями ребёнка в сфере профессиональноличностного самоопределения.
| Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
|