Образовательная технология – система, включающая в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, форму обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, методики и средства обучения, систему диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обученности студента.
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе помимо традиционных форм проведения занятий также активные и интерактивные формы.
При разработке образовательной программы «История России (XVII век – 1917 г.)» предусмотрены соответствующие технологии обучения, которые позволяют обеспечить достижение планируемых результатов обучения.
Интерактивное обучение – метод, в котором реализуется постоянный мониторинг освоения образовательной программы, целенаправленный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и студента в течение всего процесса обучения.
Для активизации образовательной деятельности используются следующие методы:
1) методы IT – применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание;
2) работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий;
3) case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;
4) игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих
местах;
5) проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
6) контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
7) обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
8) индивидуальное обучение – выстраивание студентами собственных образовательных траекторий на основе формирования индивидуальных учебных планов и программ с учетом интересов и предпочтений студентов;
9) междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
10) опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.
Допускаются комбинированные формы проведения занятий:
- лекционно-практические занятия;
- лекционно-лабораторные занятия;
- лабораторно-курсовые проекты и работы.
Для реализации перечисленных форм образовательного процесса необходимо современное информационное оборудование и программные средства.
Компьютерный класс с доступом в Интернет. Отдельный ПК для преподавателя и подключенный к компьютеру проектор для демонстрации презентаций. Интерактивный компьютерный вариант - рабочее место студента компьютер (допускается одно место на два человека в течение учебного процесса). Индивидуальное рабочее место студента - компьютер - во время рубежного контроля и зачета.
Электронные презентации по теме курса в формате программных приложений MSOfficePowerPoint и MSOfficeWord. Демонстрация ресурсов Интернет (избранных сайтов) по теме лекций и практических занятий, необходим браузер MSInternetExplorer 6.0 и выше.
Для проведения рубежного тестирования и зачета требуется программа - составитель тестов, MyTest.
Для подготовки материала к занятиям преподавателю требуется программный пакет MSOffice 2007 и выше, для цифровой обработки сканированных изображений обработки программный пакет AdobePhotoshop 10 или аналогичный.
Для подготовки рефератов с использованием компьютера студентам потребуются вышеперечисленные программные продукты.