Фигуры мысли

Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности. Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи.

Риторическая фигура – необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений, которое применяется, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной.

Различают следующие основные фигуры мысли.

1. Антитеза (от греч. – «противопоставление») – риторическая фигура, которая подчеркивает противоположность, противопоставление предметов, понятий, явлений. Основные цели антитезы – выявить сущность предмета, понятия, явления, показанного на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон.

2. Риторический вопрос – предложение, которое по интонации и структуре является вопросительным, а по цели высказывания – повествовательным или побудительным. Риторический вопрос не требует ответа. Его цели: привлечь внимание и сформировать у адресата желательное отношение к содержанию высказывания. Усиливает эмоциональность, выразительность высказывания, «ненавязчиво навязывает» некоторую идею; особенно эффективен при напряженном ожидании, возбуждении аудитории.

3. Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно. Используется в моменты наивысшего напряжения в речи, когда слов уже недостаточно, чтобы выразить чувства говорящего, выражает внутреннюю убежденность оратора. Напр.: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!» (И.С.Тургенев).

4. Риторическое обращение – обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету). Риторическое обращение обязательно интонационно окрашено - положительно или отрицательно. Напр.: «Что скажу я тебе, брат мой Квинт, товарищ былых моих дней, который теперь далеко?» (Цицерон).

5. Фигура умолчания – намек; является средством непрямого информирования, когда перед адресатом ставится задача домыслить высказывание оратора.

6. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение соседний предложений или их частей (афоризмы, пословицы).

7. Анафора – вид параллелизма, единоначалие.

8. Эпифора – вид параллелизма, концовка или повторение слов и их сочетаний в конце конструкций.

9. Оксюморон – противопоставление слитые воедино противоположностей, отражающих противоречивость явлений жизни, часто парадоксальны: Смех сквозь слезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: