Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя. В ней – шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Она или проникнута единством связного повествования, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура, преувеличение.
Назначение информационной речи
Информационная речь пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям
а) в ней не должно быть ничего спорного;
б) она должна вызывать пытливость;
в) она должна удовлетворять запросы слушателя;
г) сообщение должно быть актуально.
Особенности убеждающей речи
Убеждающая речь логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение. В этих речах любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призывает к непосредственному действию.
Призывающая к действию или агитационная речь
Призывающая к действию речь является агитационной, она заставляет слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем просит оратор. Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей она должна содержать нео бходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию.
Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции просителя.