Для понимания расположения кривой предложения в системе координат «цена – количество» большое значение имеет фактор времени. Чем большим временем располагает производитель, тем больше у него возможностей расширить производство и предложение товаров.
В микроэкономике принято различать три периода: текущий (мгновенный), в котором все факторы производства рассматриваются как неизменные; краткосрочный, на протяжении которого изменяются лишь некоторые факторы производства (количество используемого сырья, численность нанимаемых рабочих); долгосрочный, когда все факторы производства являются переменными.
В текущем периоде кривая предложения имеет строго вертикальный вид, что означает неизменность объема предложения при возрастании цены.
P S
Q
В краткосрочном периоде при повышении цены имеет место увеличение использования некоторых ресурсов (например, рабочей силы), в результате чего кривая предложения принимает более пологий вид.
P
S
Q
В долгосрочном периоде даже незначительное повышение цены вызывает существенный рост объема предложения, поскольку для производства данного товара будут использоваться в возрастающих количествах все необходимые ресурсы. В этом случае кривая предложения становится все более и более пологой.
|
|
P S
S1
Q
Равновесие на рынке благ. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек как ценовые явления.
Если мы наложим друг на друга кривые спроса и предложения, то получим модель, иллюстрирующую одновременно поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории она получила название модель частичного рыночного равновесии (равновесия на рынке одного товара).
Точка пересечения двух графиков называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения – равновесным объемом.
Точка равновесия соответствует такому соотношению, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
Сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.