Важно отметить, что на практике такое равновесие не может быть достигнуто

Существует две модели, которые заключают в себе 2 альтернативных подхода к достижению равновесия – это равновесие по Л. Вальрасу и равновесие по А. Маршаллу.

Главным в подходе Л. Вальраса является возникновение разницы в объемах спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.

Если реальная цена окажется ниже равновесной, то тогда объем спроса будет превышать объем предложения. Образовавшийся избыток спроса усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.

Если же рыночная цена будет выше равновесной, на рынке образуется избыток предложения, в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.

Равновесие по Маршаллу на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.

При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.

При цене ниже уравновешивающей Р3 спрос превышает предложение и возникает дефицит товаров на рынке.

Избыток товаров.

Дефицит


Излишек потребителя и излишек производителя.

Рассмотрим результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами.

Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя.

Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

Излишек, получаемый производителями, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.

Она иллюстрирует, что цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: