Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений.
Характерные вопросы, рассматриваемые теорией общественного выбора – государственные финансы, процедуры голосования, процессы принятия правительственных решений, деятельность так называемых групп давления и т.п.
Бьюкенен высказал предположение о том, что принцип рационального экономического поведения применим и при исследовании политических процессов. Сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка, но в данном случае политического. Это означает, что человек, занявший государственную должность, не обязательно будет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия. Он будет стремиться к максимизации своей частной выгоды. А эта выгода состоит в реализации быть переизбранным, получить как можно больше голосов на выборах.
Бюрократическое управление – это метод, применяемый при ведении административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке.
Государственное лицо так же, как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды, или MC должны быть равны MR. Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание.
Особенность подхода к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни, но в общественной жизни.
Политическая система может быть организованная в демократических странах в виде прямой и представительной демократии.
Прямая демократия предполагает, что каждый налогоплательщик имеет возможность проголосовать по любому конкретному вопросу.
В представительной демократии все, имеющие право голоса, периодически избирают своих представителей в законодательные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения.
Представители теории общественного выбора акцентировали внимание на то, что даже в условиях такой демократической процедуры, как принятие решений простым большинством голосов, возможны неэффективные с точки зрения общества результаты выбора.
В общественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из своих частных интересов, что не всегда в итоге приводит к результату, отвечающему интересам общества в целом.
В условиях представительной демократии наибольшие шансы реализовать через официальное лицо свои экономические интересы имеют возможность хорошо организованные группы давления, или лобби. Это могут быть организации фермеров, мощные отраслевые профсоюзы, военно-промышленный комплекс.
Возникает явление лоббизма – оказание давления на правительство определенными группами интересов.
Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту (осуществляют «погоню за политической рентой»). Политическая рента – это получение экономической ренты через политические институты. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственное решение о введении импортных пошлин., выделении многомиллиардных средств на гарантированную закупку военной продукции и т.д.
Широкое распространение в условиях представительной демократии получил процесс под названием «логроллинг». Логроллинг – это торговля голосами, когда один индивид обещает свою поддержку другому индивиду в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросу, интересующему первую сторону.
В теории общественного выбора широко используется микроэкономический анализ для объяснения процесса принятия политических решений. Была придумана даже формула, которая объясняет рациональное поведение избирателя.
E(Uat+1)-E(Ubt+1)
Где t+1 период времени между прошедшими и настоящими выборами
A – партия у власти;
B – оппозиция
U – полезность от деятельности правительства за период t+1
E – ожидаемая ценность.
При этом если получится положительное число, то проголосуют за партию A если отрицательное, то за оппозицию, если 0, то избиратель воздержится от голосования.
Одним из важнейших направлений в теории общественного выбора является рассмотрение моделей политических выборов с использованием методов экономического анализа.
Парадокс Кондорсе (парадокс голосования)
Голосование по такому правилу не всегда приводит к рациональному коллективному выбору, несмотря на демократичность этой процедуры.
Теорема о невозможности К. Эрроу.
К. Эрроу говорил, что не существует рационального правила коллективного выбора, учитывающего мнение всех членов общества.
Более в своих исследованиях он пришел к выводу, что 5 его аксиомам соответствует только диктаторский режим.