· Новый продукт – товар, которого еще не существует в ассортиментном портфеле компании, товар, которые планируется выпустить для привлечения новых потребителей или взамен существующего товара. Новый товар не имеет истории продаж.
· Существующий продукт – товар, который существует в ассортиментном портфеле компании и имеет историю продаж.
матричная модель Бостонской консультативной группы (БКГ) - «доля рынка – темп роста рынка». Матрица БКГ позволяет предприятию классифицировать рыночные позиции производимых товаров. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить:
1. Какой товар, производимый предприятием, имеет ведущую позицию, по сравнению с конкурентами.
2. Какова динамика целевых рынков.
В основе матрицы БКГ лежит предположение, что чем больше доля рынка товара, тем ниже относительные издержки и тем выше прибыль (эффект масштаба производства).
1. Товар звезда – это товар, занимающий большую долю быстрорастущего рынка, находящийся на стадии роста жизненного цикла. Однако, значительная часть дохода, приносимого этим товаром, идет на укрепление его собственных позиций. Поэтому с точки зрения финансового потока, дополним матрицу знаками.
|
|
+ доход
- убыток
2. Дойная корова – товар, находящийся на стадии зрелости за счет большого объема продаж товара имеет значительную экономию в затратах и приносит большую прибыль, которую можно направить на развитие других товаров.
3. Трудный ребенок – товар, имеющий низкую долю на быстрорастущем рынке. Находится в начальной стадии жизненного цикла. Для увеличения доли рынка требуются инвестиции. Часто финансовые затраты превышают денежные поступления от продаж.
4. Товар собака – товар, достигший этапа упадка жизненного цикла. Имеет ограниченный объем реализации, малая доля на рынке. Для данного товара характерны чрезмерные издержки и незначительная прибыль. Пока товар дает прибыль, ее следует инвестировать в звезды или в трудных детей. При опасности убыточности товары удаляют из производственной программы, если отсутствуют стратегические соображения для их сохранения.
При графическом заполнении матрицы каждый товар изображается в виде кружочка, причем площадь круга пропорциональна объему продаж.
На основе матрицы БКГ делается вывод о сбалансированности портфеля заказов предприятия, а именно сбалансированным считается портфель, имеющий ключевую позицию и новые или молодые товары, как результат инноваций.