Стратегия, тактика и политика фирмы: понятие и характеристика

Политика определяет направления и методы деятельности предприятия, его стиль и поведение.

· Установки политики коммерческого предприятия могут, например, быть такими:

· выплачивать более высокую заработную плату;

· поддерживать высокое качество продукции;

· обучать менеджменту только хорошо зарекомендовавших себя выпускников учебных заведений;

· не допускать взяточничества и т. д.

Можно заметить, что политика компании направлена на то, чтобы придать ей индивидуальность, закрепить хорошую репутацию, обеспечить возможность принятия решений для всех сотрудников, которые действуют в тесном контакте друг с другом.

Стратегия относится к крупномасштабному долгосрочному планированию, имеющему своей целью решить поставленные перед компанией задачи в течение длительного периода (по крайней мере, трёх лет). В качестве примеров стратегического планирования можно привести такие действия:

· скупка пивоваренными фирмами заведений по продаже пива в течение нескольких лет с целью контроля продаж и распределения своей продукции;

· диверсификация деятельности табачных компаний ввиду снижения спроса на табачные изделия;

· осуществление продаж традиционными розничными торговцами пищевой продукции, непищевых товаров и т. д.

Тактика — это более детализированное, специальное планирование развития конкретной ситуации в течение ограниченного периода (как правило, менее одного года). Например:

· предварительные коммерческие предложения;

· проводимая в течение трех месяцев рекламная кампания с целью продвижения на рынок новой продукции;

· предложения и контрпредложения администрации фирмы или профсоюза во время заключения ежегодных трудовых соглашений, определяющих величину зарплаты.

Очевидно, что тактика соподчинена стратегии. К задачам предприятия можно отнести:

Выживание, без сомнения, доминирующая задача любой организации. Первые несколько месяцев деятельности компании являются для нее наиболее критическими: её продукция ещё никому не известна, ее реклама не имеет большого эффекта, заказы на производимые товары единичны, организационная структура находится на этапе формирования, из-за малого объема продаж, больших капитальных затрат, трудностей в получении кредитов. Возникают серьёзные финансовые проблемы. Однако, пройдя сложный период, компания не будет иметь гарантий последующего благополучного существования, потому что спад в развитии экономики, действия конкурентов могут заставить компанию пересмотреть свои планы на долголетие. Необходимость выжить, в конце концов, приведёт к тому, что компания будет прибегать к определённой стратегии, предполагающей:

· рассредоточение риска, т. е. осуществление своих операций не на одном, а на нескольких рынках, а также производство целого ряда товаров широкого ассортимента;

· адаптацию к изменяющимся условиям, т. е. инвестирование маркетинга, поиск возможностей выпуска новых товаров, с тем, чтобы оперативно реагировать на изменения внешней среды;

· пассивный маркетинг, т. е. отказ от наступления на позиции конкурента, и отсюда - отсутствие риска ответного удара;

· целевые отчисления из прибыли, т. е. создание определённых резервов, полученных в результате успешной коммерческой деятельности, «на чёрный день».

Рост компании, как правило, не относится к ясным и чётко выраженным задачам компании. Задача роста, скорее всего, является результатом побудительных мотивов, возникших внутри самого коммерческого предприятия, но не исходит от его акционеров. рост предприятия может быть выражен в нескольких измерениях, и наиболее часто под ним понимаются:

· долговременный рост прибыли;

· возросший объём продаж;

· завоевание значительной части рынка;

· достижение лидирующих позиций в отрасли или на рынке;

· рост числа сбытовых и торговых предприятий;

· увеличение численности занятых на производстве;

· более эффективное использование капитала.

Завоевание значительной части рынка или достижение лидирующих позиций в своей отрасли, не обязательно приносят компании доход в течение короткого периода. Если увеличение объема продаж достигнуто за счет более низких цен, может оказаться, что в данном случае затраты превысят дополнительный доход за счет роста продаж, хотя со временем, возможно, прибыли будут больше. Главными препятствиями на пути роста компании могут быть:

· сопротивление усилиям по выпуску новой продукции и материалов ведущих служащих фирмы, которые, вероятно, предпочтут жить без особых трудностей и забот;

· отсутствие гибкости организационной структуры, например, в принятии решений, когда производство, средства связи могут оказаться не соответствующими условиям деятельности крупной компании;

· нехватка высокопрофессиональных специалистов, а также соответствующих ресурсов (капитала, производственной площади);

· меры, принимаемые конкурентами, которые могут создавать серьезные препятствия усилиям компании по увеличению объема продаж.

Движение ликвидности. до тех пор, пока у предприятия будет недостаточно наличных денег для выполнения немедленных выплат (рабочим, поставщикам, краткосрочным кредиторам), оно будет несостоятельным и рискует прекратить свое существование. Под движением ликвидности понимают приток наличных денег и их выплаты, количество денежных средств, имеющихся в наличии в любое время. Положение предприятия по такому показателю, как движение денежной наличности, может играть решающую роль.

Если предприятие не в состоянии закупать и держать адекватные запасы сырья и готовых изделий или увеличивать свои кредитные возможности в целях привлечения новых покупателей для вложения средств в проведение долгосрочных научно-исследовательских работ и реализацию программ развития из-за финансовых трудностей, то величина её прибыли будет незначительной, выживание - проблематичным. В этом случае компания может обанкротиться. Поэтому прочные позиции в области ликвидных средств обеспечивают компании стартовую площадку, необходимую для дальнейшего наращивания своей хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: