Оценка общественной, бюджетной и коммерческой эффективности инвестиционного проекта

Оценка эффективности проекта производится в три этапа: первоначальным шагом является экспертная оценка обще­ственной значимости проекта. Общественно значимыми счита­ются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные
проекты; на втором этапе рассчитываются показатели эффективно­сти проекта в целом. Цель этого этапа — интегральная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых ус­ловий для поиска инвестора. Для локальных проектов оценивает­ся только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оце­нивается в первую очередь их социально-экономическая эффек­тивность. При неудовлетворительной оценке такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на госу­дарственную поддержку. Если же их социально-экономическая эффективности оказывается достаточной, оценивается их ком­мерческая эффективность; третий этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участ­ников и определяются финансовая реализуемость и эффек­тивность участия в проекте каждого из них.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию орга­нов государственного и регионального управления. В соот­ветствии с этими требованиями может определяться бюджетная' эффективность для бюджетов различных уровней или консоли­дированного бюджета. К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся: притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчисле­ний во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством; доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на раз­ведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта платежи в погашение налоговых кредитов; комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов; дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.

К оттокам бюджетных средств относятся: предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соот­ветствующего органа управления части акций акцио­нерного общества, создаваемого для осуществления про­екта;предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестицион­ного кредита; предоставление бюджетных средств на безвозмездной ос­нове; бюджетные дотации, вязанные с проведением определен­ной ценовой политики и обеспечением соблюдения опре­деленных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать: налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступ­лений от налогов и сборов; государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обус­ловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и насе­ление, если проект оказывает на них влияние, в том числе: прямое финансирование предприятий, участвующих в реа­лизации проекта;изменение налоговых поступлений от предприятий, дея­тельность которых ухудшается или улучшается в результате реализации проекта; выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта; выделение из бюджета средств для переселения и трудо­устройства граждан в случаях, предусмотренных проек­том.

Коммерческая эффективность инвестиционного проекта — экономический результат реализации инвестиционного проекта для инвесторов, определяемый как разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционных вложений и от производства и реализации производимых товаров, продукции и услуг с учетом внесения и уплаты различных платежей и налогов, в том числе страховых, согласно налоговому и другому законодательству страны.

Она отражает последствия реализации инвестиционного проекта непосредственно для инвесторов и определяется как по проекту в целом, так и для каждого его участника.

Понятие и методика расчета коммерческой эффективности инвестиционного проекта определены в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России 21 июня 1999 г. № ВК477. Рекомендации основываются на существующих нормативных документах, но не дублируют их:

· в первую очередь на Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также на существующих СП и СНиПах;

· на Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов;

· на документах, отражающих налоговые и иные правовые нормы.

Расчет показателей коммерческой эффективности инвестиционного проекта основывается на следующих принципах:

· используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;

· денежные потоки рассчитываются в тех же валютах, в которых проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;

· заработная плата включается в состав операционных издержек в размерах, установленных проектом (с учетом отчислений);

· если проект предусматривает одновременно и производство, и потребление некоторой продукции (например, производство и потребление комплектующих изделий или оборудования), в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение;

· при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и другие, предусмотренные законодательством, в частности возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и т.д.;

· если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и т.д.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) — в денежных потоках от операционной деятельности;

· если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.

В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:

· отчета о прибылях и убытках;

· денежных потоков с расчетом показателей эффективности.

Для построения отчета о прибылях и убытках следует привести сведения о налоговых выплатах по каждому виду налогов. В качестве (необязательного) дополнения может приводиться также прогноз баланса активов и пассивов.

Основным притоком реальных денег от операционной деятельности является выручка от реализации продукции, определяемая по конечной (реализуемой на сторону) продукции, а также прочие доходы. В целях расчета налогов и дивидендов разрабатывается таблица отчета о прибылях и убытках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: