р = 0,05 up = 0,01
п | Р | п | р | ||
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||
5 | |||||
- | |||||
Затем, найдя значение Ткр., нужно построить ось значимости и определить по ней, куда попадает
Тэмп.: в зону значимости, в зону незначимости или в промежуточную зону.
9. Полученный результат может быть переформу
лирован в терминах нулевой и альтернативной гипотез:
Н0: Изучение спецкурса «психология одиночества» не влияет на представления студентов об одиночестве.
|
|
H1: Изучение спецкурса «Психология одиночества» оказывает влияние на представления студентов об одиночестве.
Какая гипотеза подтвердится в вашей группе, во многом зависит от степени усвоения материала, личного опыта испытуемых, степени устойчивости субъективных представлений и многих других переменных.
10. Сделайте выводы по каждому фактору каждого
понятия. Обоснуйте полученные индивидуальные и груп
повые результаты.
Итак, вы закончили изучение курса «Психология одиночества». Просмотрите записи в своих дневниках, отметьте вопросы, которые вызвали затруднения в понимании, и те, которые возникли в ходе изучения материала. Обязательно отметьте, как и почему изменились ваши представления об одиночестве. Какие мысли, возможно, гипотезы родились в вашем сознании?
Обобщая материал, нам нужно подойти к решению, пожалуй, самого главного практического вопроса - как помочь человеку, переживающему деструктивные виды состояния одиночества? Вы уже поняли, что одиночество может приобретать огромные масштабы применительно к личности, изменяя не только ее поведение, но и свойства, черты, особенности. Состояние одиночества порождает ряд проблем, на первый взгляд, не связанных с ним. Действительно, многочисленные социальные связи и контакты, лишенные глубины, проникновения, понимания,
могут казаться обратным полюсом одиночества. Но вы уже знаете, что это только один из способов бегства от одиночества.
В состоянии диффузного одиночества, человек убегает от ужасающего понимания своей отдельности и уникальности, потому что он не знает, что с этим делать. В состоянии отчуждающего одиночества человек, напротив, удаляется от людей, все более отчуждаясь от них и от мира в целом. Казалось бы, здесь-то уж ему некуда деться от своей экзистенции! Ан, нет! Невозможно быть собой вне связей с людьми, просто потому, что природа человеческой психики социальна. Диссоциированное одиночество еще более трагично для человека, так как его «мотает» из крайности в крайность и он быстро теряет силы и перестает что-либо понимать в окружающей его реальности. И лишь управляемая форма этого состояния - уединенность - выбирается человеком добровольно и осознанно для решения тех задач, которые перед ним сейчас стоят.
|
|
Что же является причиной деструктивных видов одиночества? И можно ли ее определить для всех трех видов? Мы разобрали внутриличностный генезис каждого вида одиночества, и теперь уже ясно, что, по сути, преобладание в личности какой-либо тенденции - идентификации или обособления, или их особенная выраженность и резкая смена уводят человека от бытия с собой. Любой негативный вид одиночества связан с потерей самого себя, своего «Я», а также с возможностью конструктивного диалога с собой, рефлексии и самоанализа. Поэтому помощь человеку, переживающему одиночество, должна заключаться в приближении его к самому себе. Для этого могут быть использованы самые разные техники, приемы и формы психотерапии.
Важно понимать и следовать общей, генеральной линии в работе с каждым конкретным человеком, пережи-
вающим конкретный вид одиночества. Стратегия эта заключается не в том, чтобы избавить человека от одиночества - это невозможно, а в том, чтобы оно перестало травмировать и приобрело конструктивные для личности черты. Это становится возможным, когда психолог понимает общую концепцию одиночества, его виды и их психологическую сущность.
Итак, мы знаем три негативных и один позитивный для личности виды одиночества. Причем, позитивный вид - уединенность - представляет собой управляемое состояние, когда человек сознательно в него входит и сознательно из него выходит. Таким образом, уединенность никогда не становится навязчивым состоянием. Любое управляемое состояние, просто по природе своей, подчинено человеку, а не наоборот. Поэтому оно желаемо или же необходимо для реализации каких-то целей, решения задач. Уединенность - это одна из форм истинного контакта с собой, рефлексии и самоанализа. В то же время это один из видов одиночества, которое имманентно человеческой психике. Преодолеть одиночество нельзя. Можно трансформировать его негативные формы в субъективно позитивную и тем самым преодолеть его разрушающий характер.
Другими словами, психолог, работая с человеком, переживающим деструктивные формы одиночества, должен не избавлять человека от одиночества вообще, а стремиться к наиболее полному раскрытию этого явления для того, чтобы иметь возможность показать человеку не только негативные его стороны, но и позитивные, конструктивные для личности. Только принятие своего «Я» и его автономности, суверенности, самостоятельности может способствовать выходу человека из безжалостных оков деструктивных форм одиночества. Таким образом, общая стратегия оказания психологической помощи лю-
дям, переживающим диффузное, отчуждающее и диссоциированное одиночество должна заключаться в стремлении трансформировать эти виды в уединенность.
Наша практика показала, что это не только возможно, но и желательно для тех людей, которые страдают от своего одиночества, будучи не в силах справиться с этим состоянием. Повторная диагностика по шкале UCLA показала незначительные изменения по сравнению с исходными данными. То есть люди, страдающие от одиночества, после успешно пройденной психотерапии не отказались от одиночества, а обнаружили в нем новые возможности для личностного роста, восхождения к своей индивидуальности. Они перестали бояться одиночества, а это главное условие для трансформации негативных видов этого состояния в позитивный. Можно указать некоторые особенности такой работы с людьми, переживающими разные виды одиночества.
|
|
В психологической работе с людьми, переживающими диффузное одиночество, важно уделять внимание самоанализу, рефлексии, обучению давать и получать адекватную обратную связь. Психологическая помощь должна быть нацелена на катализацию процессов самопознания и рефлексии, формирование навыков саморегуляции и построение новых конструктов сознания. Об одиночестве с такими людьми лучше не говорить вообще, так как это их травмирует и замедляет процесс восстановления нормального состояния психики.
С людьми, переживающими отчуждающее одиночество, наиболее эффективной формой психологической работы является групповое взаимодействие. Здесь человек ведет себя в заданных извне рамках - правилах группового взаимодействия, которые принимаются всей группой на время совместной работы в круге. Эти правила вам хорошо известны, и вы понимаете, что любое из них требует
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
от участника внимательного отношения к другим людям. В то же время он сам сможет почувствовать, как другие участники внимательно относятся к нему, замыкая действие любого правила.
Люди в диссоциированном состоянии одиночества представляют собой наиболее сложную категорию клиентов, так как психолог сталкивается поочередно то с полнейшим принятием себя, то со столь же полным отчуждением. Поэтому здесь особое внимание нужно уделить составлению того самого динамического контракта, который обычно имеет место в любом психотерапевтическом процессе. В данном случае этот контракт желательно не просто проговорить, а записать, обращая внимание на те пункты, которые связаны с ответственностью человека, обратившегося за помощью.
|
|
Еще раз отметим, что конкретные техники работы психолога зависят от его выбора, а значит, от его возможностей и предпочтений. Единственное, что хотелось бы выделить особо, - это саногенное мышление (СГМ) Ю. М. Орлова, или саногенную рефлексию. Эта методика требует достаточно длительного времени и специального обучения психолога. Она направлена на формирование у человека мышления, рождающего здоровье, как физическое, так и психическое, то есть овладение техникой сано-генного мышления предполагает перестройку автоматических умственных операций, порождающих негативные эмоции и деструктивное поведение. Методика построена таким образом, что после изучения основ и овладения необходимыми техниками (работа с лентой времени и медитативная графика) прорабатывается каждая отдельная эмоция. Человек научается конструктивно мыслить, а значит - конструктивно жить.
Желаем вам успехов в освоении выбранной профессии!
Пример оформления протоколов ИГД
Испытуемая: Наталья, 39 лет.
Этап 1
Список № 1
Утица | Старинный ковш | ||
Мужской профиль | |||
Амфора | |||
Изгиб шеи лебедя | |||
Маска, эмблема театра | Смеющаяся маска | ||
Стол, накрытый скатертью, на котором стоит крынка с молоком, утица и между ними смеющаяся театральная маска | Вот такой натюрморт | ||
Варежка с оттопыренным большим пальцем | |||
Петрушка в профиль | Старинный вариант этой куклы, только не улыбающийся как всегда, а грустный |
Список № | 1 | ||
Заяц сидящий | Нет, скорее кенгуру или ослик Иа | ||
Кит | Нет, две рыбы, проплывающие мимо друг друга |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Злой Панк | |||
Петушок | Кричащий «Хо-ро-шо», из рекламы | ||
Бюст Мышки | |||
Азиатский тапочек | С загнутым мыском |
Как можно видеть, испытуемая не повторила ничего из первого списка, напротив, дополнила его новыми образами. По данным самоотчета, некоторые образы трансформировались «один в другой». Например, мужской профиль - в Петрушку, затем в злого Панка и в Петушка, Заяц - в Кенгуру, затем в Ослика.
Этап 2
При рисовании фигур на втором листе клиентка расположила их вокруг скатерти с крынкой, ковшом и маской. Внизу слева расположена маска, справа - петушок, трансформация образа которого также отражена на рисунке. Крынка и маска повторяются на рисунке дважды как самостоятельные фигуры и как детали центральной композиции, которая смещена влево.
Связи на рисунке обозначены следующим образом:
Позитивные (красные) односторонние | Позитивные взаимные | Негативные (синие) односторонние | Негативные взаимные |
Крынка 1 Натюрморт | Колдун ППетрушка | Колдун J,Амфора | Театральная маска ItАзиатский тапочек |
I Гозитивные (красные) односторонние | Позитивные взаимные | Негативные (синие) односторонние | Негативные взаимные |
Амфора IНатюрморт | Петрушка ifНезаконченный профиль петушка | Колдун IТапочек | |
Шея лебедя IНатюрморт | Незаконченный профиль петушка if Петушок | Мышка 1 Заяц | |
Заяц 1 Ослик | Заяц IВарежка (впоследствии зачеркнуто) | ||
Кит 1 Ослик | |||
Кенгуру IОслик | |||
Кит 1 Рыбы |
Никаких связей не отходит от натюрморта, рыб, варежки. Не направлены связи к следующим предметам: утица-ковш, кенгуру, мышка, шея лебедя. Несвязанными друг с другом остается множество предметов.
Этап З
Здесь приводится текст сказки, которую сочинила Наталья. Печатается с оригинала, знаки препинания, ре-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
чевые обороты и заглавные буквы сохранены так, как предложила клиентка.
Сказка про океан из слез
В одном сказочном лесу жили-были заяц, кенгуру и ослик. Днем они паслись на полянках, бегали, прыгали и резвились в лесу, а вечером собирались в своем домике, садились за стол, на котором лежала скатерть-самобранка. Они пили молоко из крынки или ключевую воду из ковша и рассказывали друг другу события, которые с ними произошли за день. Если ослик по своему обыкновению начинал ныть и плакать, на него надевали веселую маску, чтобы не расстраивал других. Так бы они и жили, если бы в один из вечеров к ним в дверь не постучал бы путник, который был злым колдуном, волшебником. Он превратился в веселого Петрушку, чтобы зверюшки не испугались его. Он сказал, сто заблудился в этом сказочном лесу, долго плутал, устал и проголодался. Друзья пожалели грустного, усталого путника. Пустили к себе в дом, попросили скатерть - самобранку накормить Петрушку тем, что он пожелает. Он сидел рядом с друзьями, слушал их исто -рии. Колдун все больше и больше завидовал мирной и спокойной жизни друзей. Когда все рассказы были рассказаны, завистник сказал, что зверята живут очень скучно, каждый их день похож на предыдущий, да и следующий будет такой же. Друзья согласились с Петрушкой, но не знали как изменить свою жизнь, да и надо ли ее менять, ведь им и так жилось не плохо: на полянах росла сочная и вкусная трава, всегда было тепло, врагов в лесу у них не было, дома на столе лежала скатерть - самобранка, поэтому в крынке всегда было молоко, а в ковше вкусная ключевая вода.
Злой колдун захотел один жить в таком замечательном месте и обладать скатертью-самобранкой. Но как избавиться от хозяев и выманить скатерть? И он предложил
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
друзьям поменяться с ним. Зверята отдадут ему скатерть-самобранку, которая им не очень нужна, потому что они едят траву, которая везде растет, да и воду найти не сложно. А Петрушка отдаст свой тапочек-скороход, который может отнести владельца туда, куда он захочет, и друзья смогут путешествовать. Волшебник рассказал про дальние страны и чудеса, которые можно там увидеть, как хорошо живется всем в этих далеких странах. Кенгуру и зайчику захотелось все увидеть своими глазами, поселиться в новом еще лучшем месте, а может быть найти и новых друзей. Только ослик сомневался — ему не очень хотелось расставаться со спокойной сытной жизнью в родном любимом сказочном лесу. Он стал отговаривать своих друзей от этой затеи.
- Как можно путешествовать втроем, если тапо
чек-скороход только один, - говорил ослик.
- Наверное путешествие страшновато, - говорил
трусливый зайчишка, - но очень хочется везде побывать.
- Надо бы с кем-нибудь посоветоваться, - говорила
кенгуру, - и придумать как втроем путешествовать в од
ном тапочке.
На следующий день колдун решил напугать наших зверушек и дать им хороший совет, как они могут быстрее отправиться в путь в его волшебном тапочке. Когда друзья, отправились пастись на свои лужайки, он превратился из доброго Петрушки в злого Панка и начал бегать по лесу, кричать страшным голосом, строить страшные рожи. Перепуганные друзья прибежали домой. Заяц - дрожал, ослик — плакал, а кенгуру говорила, что в родном лесу становится страшновато и им пора отправиться в другое более спокойное место. Тут колдун, подслушавший разговор зверей обратился в петушка и постучал в дом.. «Скорее пустите меня, мне очень страшно в вашем лесу», - закричал он. Гостеприимчивые хозяева пустили петушка в дом. Гость рассказал, что отправился в лес их
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
соседней деревни, чтобы поклевать спелых ягод и встретил в кустах малины злого Папка, насилу ноги унес. Зверята сказали петушку о том, что сами собираются найти более спокойное место для жизни, но не знают, как им втроем, отправиться в путешествие в одном тапочке-скороходе. Петушок посоветовал друзьям одеть тапочек на лапу кенгуру, а зайцу и ослику залезть к ней в сумку на животе, тогда они все вместе смогут отправиться в путь. «А в дальних странах - хорошо! Очень хорошо!» -кричал петушок.
Друзья обрадовались, что так легко разрешился их сложный вопрос и поблагодарили петушка за хороший совет. Петушок скоро ушел, и после этого гостя у наших друзей все сомнения исчезли, им стало просто необходимо покинуть, ставший таким беспокойным и страшным родной лес и искать счастья в других краях.
Тем временем петушок обратился в Петрушку и. снова стучится в гостеприимный дом, где его уже ждали, чтобы поменять скатерть — самобранку на тапочек скороход.
Так друзья, не теряя времени, отправились сразу в дорогу. Одним прыжком, кенгуру перелетала через горы и леса, через реки и моря. Тапочек-скороход нес путешественников так быстро, что они не успевали ничего рассмотреть и довольно быстро заблудились, и уже не смогли бы найти свой родной дом.
В одном из прыжков тапочек-скороход слетел с лапы кенгуру и потерялся. Зверята в это время пролетали над большим городом и упали на центральную площадь, где было много народу.
Люди быстро распорядились с животными. Зайца отправили на звероферму для улучшения породы кроликов, чтобы потом из их шкур шить теплые варежки и шапки. Кенгуру отправили в зоопарк, где она сидела за решеткой на забаву зрителей. Ослика отправили в парк катать детей на тележке и верхом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Очень скоро друзья заскучали друг по другу и по далекой Родине, по своему дому.
В конюшне, где на ночь привязывали ослика, жила мышка, она воровала зерно из кормушек. Ослик подружился с этой мышкой, и она разыскала его друзей и изредка, приносила, от них весточку. Кенгуру жаловалась, что скоро она погибнет от тесной клетки, где она не может бегать и прыгать как раньше, от сухого колючего сена и пахнущей хлоркой воды. Ох, как понимал ее ослик, ему тоже хотелось сочной травки и ключевой водички. Заяц совсем заболел от страха, что скоро станет чьей-нибудь варежкой или шапкой.
От таких вестей ослик по своему обыкновению заплакал, и никак не мог остановиться. Слезы так и текли из его глаз ручьями и реками. Скоро они затопили весь город. Долины превратились в моря, а моря в океаны. В океане жил огромный добрый кит, он проплывал мимо затопленного слезами города и увидел плачущего ослика. Расспросил о его беде и обещал помочь.
- Садись ко мне на спину, — сказал кит. — Мы заберем твоих друзей и попробуем найти вашу Родину. Так они и сделали.
Тем временем океан слез добрался и до сказочного леса, где находился злой волшебник. Слезы затопили лес и дом, а колдун не умел плавать. Поэтому сначала, он залез на крышу дома, а потом ему было некуда деваться и он влез в старую амфору, которую нашел па чердаке и плотно заткнул ее пробкой. Амфору с волшебником унесла волна, и плывет она теперь в океане слез пока не прибьется к другому берегу.
Зверята не долго путешествовали на спине у Кита. Быстро найти дорогу на их Родину им помогли рыбы, которые поплыли в разные стороны и нашли то место где стоял дом наших друзей.
Ослик больше не плакал. Океан стал постепенно высыхать. Когда кит подплыл к сказочному лесу, там по-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
прежнему росла вкусная сочная трава, стоял на опушке гостеприимный домик, в котором на столе лежала скатерть-самобранка, стояла крынка с молоком, ковшик-утица с ключевой водой и лежала смеющаяся маска. Все было так как и раньше, но чего-то изменилось. Изменились они сами. Они поняли как надо беречь и ценить свою Родину, и все что имеешь, а рядом со злом всегда есть добро, а рядом с друзьями есть и враги и наоборот. Не надо прятать печаль и слезы под веселую маску, в таком случае никто не сможет тебе помочь.
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам - урок. Нет худа без добра.
Краткая история клиентки в ее письменном изложении
В детстве я часто испытывала одиночество. Это сопровождалось страхом, незаслуженной обидой, а также - ощущением собственной индивидуальности и непохожести на других. Я была не такая как все, заклеванная детьми и взрослыми, «белая ворона». Неуклюжая, толстая, плохо одетая, правда - любимая бабушкой, братом и мамой. Но бабушка жила далеко, брат был маленький (9 лет разница), а мама в две смены на работе. Любил ли меня отец и любит ли он кого-либо, кроме себя, для меня загадка. Он пьяный или больной с похмелья до сих пор. Так что защиты, поддержки брать было негде, и со своим одиночеством я боролась сама. Плакала, дралась с обидчиками, в игры меня никогда не принимали, я плохо прыгала через скакалку, медленно бегала, не могла перелезть через забор - какие уж там казаки-разбойники. Но в компенсацию я много читала, хорошо училась, рисовала, мучила пианино в музыкальной школе. И из-за этого тоже была объектом нападок нашего рабочего района общежитий.
С ужасом вспоминаю себя - подростка. В этом возрасте чувство одиночества переживалось особенно остро. Презрительные взгляды девчонок и насмешки мальчишек. Все бегали на свидания, собирались в компании. Я была одна и в 14 лет как приговор - бесплодие. Тогда я теряла смысл жизни. Я понимала, что не нравлюсь сверстникам и у меня, наверное, никогда не будет свиданий, любви, семьи и детей.
' Печатается с оригинала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Я долго и безуспешно лечилась, сидела на диетах, занималась всеми правдами и неправдами спортом (врачи запретили мне все занятия спортом, запретили сдавать экзамен даже в школе).
В 16 лет ко мне пришла настоящая любовь. Я дождалась настоящего принца. Но чем выше взлетать, тем больнее падать. Парень был иностранец, через год он закончил университет и уехал к себе в страну. О моем отъезде не могло быть и речи (1977 год). Я была еще несовершеннолетняя. Потеря любимого, опять полное одиночество. Дома родители меня обвинили во всех смертных грехах, а я еще о сексе и понятия не имела, настолько чистыми и нежными были наши отношения. Тогда я потеряла все - любимого, кров, любовь своей семьи. Я не хотела жить, я не видела выхода, и покончила с жизнью. Очнулась в институте Скли-фасовского, потом 8 месяцев в больнице им. Ганушкина. И страшное жуткое одиночество. Из больницы меня забрала подруга и вынянчила, выходила мою израненную душу.
Теперь я посвятила свою жизнь детям, они для меня родные, хотя, конечно, очень любят, своих мам. Подспудно, где-то очень далеко меня все-таки грызет, червячок одиночества. Потому что у меня не получилось нормальной семьи, хотя, была несколько раз замужем, и у меня нет своих детей. Очень боюсь своей беспомощности в старости, остаться одной, старой и беспомощной. Но стараюсь об этом не думать. Что будет, то и будет. Чему быть, тому не миновать. Может быть, я еще и не доживу до такого состояния. А сейчас я не одинока, у меня, есть муж - эгоист, хорошие преданные друзья, да и много добрых людей вокруг. А еще, самое главное, у меня есть любящий и любимый братишка, который никогда не бросал меня в трудную минуту, а у него трое детей. Жизнь продолжается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Самоанализ выполнения ИГД
В Приложениях 1 и 2 представлена иллюстрация выполнения ИГД испытуемой, которая специально изучала данную методику. Здесь приводится ее анализ собственной работы.
Все персонажи, кроме шеи лебедя участвуют в сказке и каждому из них отведена своя роль - положительная или отрицательная.
Четко прослеживается, взаимосвязь - мужской профиль превращается в Петрушку, затем в панка и петушка. Также в сказке отражаются связи колдун - амфора (прячется в ней и уплывает) и колдун - тапочек (использует для достижения своих целей). Взаимосвязь тапочка и маски косвенная и оправдывается лишь в конце сказки.
Мужской профиль (колдун) - отрицательный персонаж. Его положительная взаимосвязь: Петрушка - панк -петух, вернее, превращение в эти персонажи для удовлетворения своего желания, свидетельствуют о моем отношении к мужчинам, их поведению, их характеристике в моих глазах.
То, что мужской профиль изначально был изображен среди неодушевленных предметов, и в конце концов, в сказке колдун стал содержимым амфоры, которую несет волна в океане слез к неизвестному берегу, говорит о многих сильных разочарованиях и потерях, связанных с личной жизнью и моих, взаимоотношениях с противоположным полом.
Предметы, лежащие на скатерти, на столе: ковш, крынка, маска в сказке символизируют домашний очаг, достаток и благополучие, что видно и в их положительных связях. Хотя, в конце сказки герои отказываются от маски, несмотря на ее положительную роль в начале. Связь амфоры со столом в сказке отрицается (она забыта и на чердаке). Может быть, эта связь была обозначена как чисто предметная.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Положительные герои скажи заяц, кенгуру и ослик связаны красным односторонне - от зайца и кенгуру идут стрелки к ослику. Можно предположить, что это сущность одного человека - один в трех лицах, то есть они не могут существовать друг без друга, им комфортно только вместе в своем домике, в своем лесу. Все три образа мирные, травоядные животные, но у каждого свои мысли, характер, недостатки, они легко ранимые, доверчивые, добрые, гостеприимные, не очень требовательные к роскоши, но страдающие (каждый по-своему) от непривычной жизни в чуждой им среде. Хорошо прослеживается связь от ослика к киту и от кита к рыбам. В сказке ослик поделился своим горем с добрым китом, а тот рассказал об этом рыбам, и, в результате, все проблемы были благополучно решены. Кит в сказке, наверное, олицетворяет близких друзей или вообще добрых и отзывчивых, сильньа и могучих людей, которых на самом деле больше, чем плохих - жадных, завистливых и т. п., так как далее прослеживается связь от кита к рыбам, которые тоже готовы прийти на помощь.
Хорошо видна в тексте отрицательная связь, направленная от зайца к варежке. Ему очень страшно, что из пего сделают варежку, он даже заболевает от своего страха. А вот синяя линия от мышки к зайцу не прослеживается, скорее наоборот, она должна идти от зайца к мышке, а от нее к ослику, так как заяц рассказал мышке о своем бедственном положении, а она передала дурную весть ослику, что и вызвало всемирный потоп из слез.
Данная сказка, по всей видимости, отражает еще мое отношение к людям, покидающим свою Родину, к их состоянию на чужбине. На сюжет сказки, наверное, повлияло место моей работы - комитет по делам беженцев.
Заяц, кенгуру и ослик уединенно живут в лесу, им нравится их одиночество, пока не нарушили их покой, пока не рассказали о других странах, другой жизни. Узнав одиночество с другой стороны, на чужбине, среди людей, в толпе, они были более одиноки и несчастны, чем раньше.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Психологический анализ проведенной ИГД
_____ и жизненной истории испытуемой____
Из бесед с испытуемой выяснилось, что она ассоциирует себя с осликом «Иа», а образы зайца и кенгуру - это ее социальные маски, которые стали настолько привычными, что слились, по сути, с истинным «Я». Сюжет сказки легко ассоциируется с ее жизнью, краткое изложение которой представлено выше. Смеющаяся маска, надеваемая на плачущего Ослика, отражает тенденцию испытуемой скрывать свою боль, тоску, плохое настроение. Причем происходило это под влиянием ее социальных ролей (заяц и кенгуру), то есть Наталья когда-то решила, что собственная открытость приносит ей неприятности из социума. Сверстники не только не понимали ее, но и не стремились к этому, более того - дразнили, не принимали в игры и т. д. Тогда она вынуждена была надевать на себя маску веселости, «чтобы не расстраивать других», не портить им настроение и хоть как-то быть включенной в общественную жизнь. Кроме того, зная о том, что любящие бабушка, брат и мама переживают за нее, Наталья старалась не показывать им всю полноту своих страданий, для чего пользовалась той же маской веселости.
На первый взгляд, может показаться странным, что Колдун (Петрушка, Петушок, Панк) - это образ того самого любимого, из-за которого у Натальи было столько горя в жизни. Конечно, метаморфозы колдуна, как сказочного персонажа, сложились у зрелой женщины, но, как она сама же и признается, это отражает ее отношение к мужчинам. В беседах с психологом Наталья предложила такую трак-
14 Зак. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
товку сделанной проекции. Зверята впервые увидели Колдуна в образе Петрушки - веселого ярмарочного персонажа, заблудившегося в лесу. Отметим, что Петрушка в русском эпосе герой совсем не безобидный. Он действительно веселый, но резкий, хлесткий, колкий на язык, драчливый, умный, проницательный. Именно этот образ выбрала испытуемая, видимо, имея к этому определенные основания. Молодой человек, появившийся в ее жизни был веселым, привлекательным, ей было хорошо рядом с ним. Впервые Наталья почувствовала себя принятой такой, какая она есть. Он много рассказывал о своей родине, о нравах, обычаях, о людях. Девушка слушала его, живо представляя себе истории, рассказанные им. По воспоминаниям Натальи, она как будто видела все своими глазами, знала его друзей на далекой родине, ей иногда казалось, что и они знают ее, она мысленно знакомилась с ними, разговаривала на неизвестном ей языке. Таким образом, в юношеском воображении нарисовался мир, в котором все ясно, везде порядок, все счастливы, все друг друга любят. Конечно, это и мечта девушки, и тоска по родине молодого человека.
Проекция в сказке выражена достаточно четко: Петрушка рассказывает о дальних странах, живописуя все прелести, которые ожидают там друзей. Затем Петрушка превращается в злого Панка и пугает зверят, желая ускорить их отъезд. Злой Панк - это отец испытуемой, который действительно в пьяном виде кричал, ругался и тем самым пугал девушку. Дома было плохо. Причем так было уже давно, но душевная близость с молодым человеком обострила восприятие негативных сторон жизни. Наталье очень хотелось уехать. Конечно, она понимала тщетность своих желаний, но, тем не менее, желания-то были. Неосуществимость их отражена в тексте одним тапочком-скороходом, которого даже в сказке мало для троих. Колдун в образе испуганного Петушка подсказывает зверятам способ воспользо-
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ваться тапочком, и друзья соглашаются покинуть родной лес и дом в общем-то по пустяковым причинам.
Превращение Колдуна в различные образы проецирует отношение Натальи к мужчинам вообще, то есть, по ее словам, все они одинаковы, только выступают под разными обличиями. Во всех тяжких испытаниях, выпавших на долю друзей, виноват Колдун, а в жизненных невзгодах Натальи - мужчины (по ее оценке). Панк и Петушок - образы бывших мужей Натальи. В своей сказке она подчеркивает единую сущность разных героев - Петрушки, Панка, Петушка - это все тот же злой колдун, умеющий претворяться (превращаться) ради достижения своих черных целей.
Звери все-таки покидают родной лес, а Наталья принимает решение уйти из жизни. Кенгуру оказывается в зоопарке в клетке, заяц на звероферме в клетке, ослик запряжен повозкой, а Наталья, скованная болезнью, - в палате. Восемь месяцев пробыла девушка в больнице. Жуткое одиночество, тоска по нормальной жизни, чувство собственной неполноценности (все звери в разных местах), ненужности терзают ее долгие месяцы. Когда она, наконец, смогла открыться соседке по палате (мышка), та после выписки рассказала все мужу и они вместе (рыбы) разыскали ее подругу (кита). Подруга Натальи забрала ее из больницы и помогла адаптироваться к жизненным реалиям.
Сильнейшие переживания (океан слез) выработали своеобразную защиту раненой души девушки - она сумела приобрести весьма существенную независимость от «злых колдунов» - мужчин. Из-за того что Ослик безостановочно и безутешно плакал, образовался океан из слез, дошедший до Колдуна, который не умел плавать и забрался в амфору, плотно закрыв пробку.
Со слов Натальи, она никогда больше не ставила свою жизнь в зависимость от мужчин. Некоторую параллель можно провести и с отцом испытуемой. После случив-
13 3ак. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
шегося несчастья, он на долгие годы как бы оставил дочь в покое. «Пусть живет как хочет», - сказал он тогда.
В конце сказки Наталья четко показывает, что друзья поняли: не нужно прятать свои печали за маской веселости, «в таком случае, никто не сможет тебе помочь». Она пишет, что рядом со злом есть добро и наоборот, то есть в жизни есть люди, готовые прийти на помощь, но они должны видеть, кому эта помощь нужна.
Жизненный опыт, конечно, накладывает свои отпечатки на личность человека. В данном случае, можно видеть положительную динамику. Сейчас Наталья жизнерадостная женщина, открытая, доброжелательная, отзывчивая. Глядя на нее, трудно вообразить, что когда-то она могла наложить на себя руки. «Все проходит и время лечит», - говорит Наталья сейчас.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рисунок переживания отчуждающего
___________ одиночества
ПРИЛОЖЕНИЕ в
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рисунок переживания диссоциированного
одино чества______________
Рисунок переживания диффузного
__________ одиночества
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Ключ к диагностическому опроснику «Одиночество»
Состояние одиночества (без определения вида): «+» 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22 «-» 13, 14, 30, 24
Рекомендуемая литература
1. Абраменкова В. В. Проблемы отчужденности
в отечественной психологии // Вопросы психо
логии. - 1990. -№ 1. - С. 5-12.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психо
логию. - М.: Академия, 1996. - 190 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Психологические
и жизненные потери (к проблеме экологии челове
ка) // Психология личности в условиях социаль
ных изменений. - М.: ИПРАН, 1993. - С. 7-21.
4. Абульханова-Славская К. А. О путях построе
ния типологии личности. - М.: ИПРАН, 1980.
5. Адлер А. Индивидуальная психология // Исто
рия зарубежной психологии. 30—60-е годы
XX века (тексты). - М., 1986. - 320 с.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной
психологии. - М.: Дайджест, 1996. - 230 с.
7. Александровский Ю. А. Пограничные психичес
кие расстройства. - М.: Медицина, 1993. - 180 с.
8. Александрова Ю. В. Методики диагностики от
ношений взрослого человека: роли, позиции,
нравственная сущность. - М.-Воронеж, 2001.
9. Александрова Ю. В. Построение и валидизация
проективной методики для диагностики отноше
ний к Другому. // Психологический журнал. -
1999.-№ 3.
10. Алиев X. Этюды о саморегуляции. - М., 1993. -
120 с.
11. Алиев X. Защита от стресса. - М., 1996. - 70 с.
12. Амбраумова А. Г. Анализ состояний психологи
ческого кризиса и их динамика. // Психологиче
ский журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.
13. Амбраумова А. Г., Постовалова Л. И. Мотивы са
моубийства // Социологические исследова
ния. - 1987. - № 6. - С. 53-55.
14. Ананьев Б. Г. Избранные психологические тру
ды. В 2 т. Т. 1. / Под ред. А. А. Бодалева,
В. Ф. Ломова, И. В. Кузьминой. - М.: Педагоги
ка, 1980. - 220 с.
15. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человеко-
знания. - М.-Вн., 1996. - 170 с.
16. Андрусенко В. А. Социальный страх. - Оренбург
ский государственный университет, 1995. - 210 с.
17. Андрусенко В. А. Словарь душевных и духовных
терминов. - Екатеринбург, 1993. - 30 с.
18. Антонян Ю. М. Психология отчужденной лич
ности и преступное поведение. Генезис и профи
лактика дезадаптационных преступлений. - Ере
ван: Айастан, 1987. - 90 с.
19. Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М., 1992. - 400 с.
20. Асмолов А. А. Культурно-историческая психоло
гия и конструирование миров. - М.-Вн., 1996. -
360 с.
21. Басин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. И. Про
блемы психологической защиты // Психологи
ческий журнал. - 1988. - № 3. - С. 78-87.
22. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориен
тированной психотерапии и психотехники. -
М.: Смысл, 1997.- 110 с.
23. Барон Ф. Личность как функция проектирова
ния человеком самого себя. // Вопросы психоло
гии. - 1990. - № 2.
24. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. - М.: Республи
ка, 1994. - 190 с.
25. Бердяев Н. А. Опыт философии одиночества
и общения. - М.: Республика, 1993. - 390 с.
26. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. -
М.: Республика, 1994. - 260 с.
27. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Ре
спублика, 1993. - 130 с.
28. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ
для непосвященных. - СПб., 1991. - 210 с.
29. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, ко
торые играют в игры. - Ленинград: Дайджест,
1992. - 290 с.
30. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Ла
биринт, 1994. - 310 с.
31. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детско
го рисунка в объективном изучении. - СПб., 1910.
32. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Про
блемно-ориентированная психотерапия. - М.,
1998. - 180 с.
33. Будницкая И. И. Соотношение между рассказом
и рисунком учащихся младших классов (сравни
тельное исследование нормальных и умственно
отсталых школьников): канд. дисс. - М., 1958.
34. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыраже
нием. - М., 1989.
35. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самопо
знания через психологическую сказку. - М.:
Ось-89, 2001.
36. Вейнингейер О. Пол и характер. - М.: Форум,
1991.-170 с.
37. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лаби
ринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.
38. Ветров С. А. Отчуждение в трансформируемом
обществе: автореф. дис. канд. психол. наук. -
Омский гос. университет, 1995. - 16 с.
39. Вебер В. Терапевтический диалог. Программа
обучения. - М., 1995. - 80 с.
40. Выготский Л. С. Психология развития как фено
мен культуры. - М.-Вн., 1996. - 140 с.
41. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход
к анализу, описанию и экспериментальному иссле
дованию психических состояний человека // Пси
хические состояния. - Ленинград, 1981. - Вып. 10.
42. Гегель Г. Работы разных лет. - М., 1970. - 310 с.
43. Глобальные проблемы и общечеловеческие цен
ности. - М.: Прогресс, 1990. - 510 с.
44. Глозман Ж. В. Личность и нарушения обще
ния. - МГУ, 1987. - 170 с.
45. Головин С. Ю. Словарь практического психоло
га. - Минск: Харвест, 1997. - 580 с.
46. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность
учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.
47. Грановская. Элементы практической психоло
гии. 2-е изд. - Л.: Изд-во ЛГУ.
48. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики:
введение в психологию активности. - М., 1989. -
200 с.
49. Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом
смерти. - М., 1996. - 120 с.
50. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Ло
гос. Международный ежегодник по философии
культуры. Кн. 1. - М.: Мусагет, 1911.
51. Данилова В. Л. Как стать собой. Психотехника ин
дивидуальности. - М.: Интерпракс, 1994. - 60 с.
52. Денисова 3. В. Детский рисунок в физиологиче
ской интерпретации. - Л., 1974.
53. Джонг-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы оди
ночества // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
54. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность
в подростковом и юношеском возрасте: дисс.
канд. псих. наук. - СПб., 1996. - 160 с.
55. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический
этюд. - М.: Мысль, 1994. - 80 с.
56. Дьяченко И. С. Демонстрируемые и скрываемые
качества в системе личности: автореф. дисс.
канд. псих. наук. Институт развития личности
РАО. - М., 1995. - 16 с.
57. Жариков Е. С. Психологические средства стрес-
соустойчивости. - М., 1990. - 70 с.
58. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей
и подростков. - Л., 1982.
59. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика,
1991.- 140 с.
60. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной де
ятельности детей. - М., 1961.
61. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Респуб
лика, 1993. - 120 с.
62. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о кон
кретности Бога и человека. - СПб., 1994. - 110 с.
63. Каменский А. Романтический монтаж. - М., 1989.
64. Камю А. Миф и Сизифе. Эссе об абсурде // Су
мерки богов. - М., 1992.
65. Кан Майкл. Между психотерапевтом и клиен
том: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.
66. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - Л., 1985.
67. Карнеев Р. К. Индивидуально-личностные фак
торы диалогического общения: автореф. дисс.
канд. псих. наук. - М., 1996. - 16 с.
68. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психо
драма. - М.: Класс, 1986. - 320 с.
69. Колесников Г. Общение и обособление личности
как общесоциологические категории: дисс. канд.
философ, наук. - ЛГУ, 1978.
70. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание -
сила. - 1986. - № 12. - 42 с.
71. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -
М.: Просвещение, 1979. -170 с.
72. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - 90 с.
73. Кон И. С. Дружба. - М., 1987. - 70 с.
74. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психо
терапия. 2-е изд. - Минск: Вышейшая школа,
1997.
75. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психоло
гии. - М., 1996.
76. Корчагина С. Г. Интегральная графическая диа
гностика. - М.: МОСУ, 2005.
77. Кочюнас Р. Основы психологического консуль
тирования. - М.: Академический Проект, 2000.
78. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология
и психопатология одиночества. - М., 1972.
79. Кутрона К. Поступление в колледж: одиночество
и процесс социальной адаптации // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.
80. Куртиян С. В. Одиночество как социальное яв
ление: автореф. канд. соц. наук. Институт моло
дежи. - М., 1995.
81. Крупник Е. П. Проблема психологической ус
тойчивости // Психологические аспекты соци
альной нестабильности. - М., 1995.
82. Крупник Е. П., Тагирова Р. А. Изучение пробле
мы устойчивости в разных психологических
школах // Психология человека в условиях со
циальной нестабильности. - М., 1994.
83. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика,
1993.
84. Кьеркегор С. Несчастнейший // Северные цве
ты, кн. 4. - СПб., 1908.
85. Левитов Н. Д. О психических состояниях чело
века. - М.: Просвещение, 1964.
86. Лейнг Р. У. Разделенное Я. - Киев, 1995.
87. Леонтьев А. Н. Избранные психологические
произведения в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.
88. Линдеман X. Система психофизиологической
саморегуляции. - М.: РЭНАР, 1992.
89. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутрен
него мира. - СПб.: ИК Комплекс, 1996.
90. Лободин В. Т. Трудное счастье совершенства. -
СПб.: ИК Комплекс, 1997
91. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Респуб
лика, 1994.
92. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. - М.:
Республика, 1992.
93. Малисова И. Ю. Рефлексивный и коммуника
тивные компоненты межличностного понима
ния: автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1995.
94. Маслоу А. Мотивация и личность // Курс прак
тической психологии. - Ижевск, 1957.
95. Марасанов Г. И. Социально-психологический
тренинг. - М.: Совершенство, 1998.
96. Маркой А. С. Личностная зависимость и освобож
дение от нее: дисс. канд. псих. наук. - М., 1997.
97. Маховер К. Проективный рисунок человека. -
М.: Смысл, 1996.
98. Менегетти А. Система и личность. - М.: Сереб
ряные нити, 1996.
99. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаи
мосвязь в контексте культуры // Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.
100. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинар
ный подход // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.
101. Мольц М. Я - это я, или как стать счастливым. -
СПб.: Лениздат, 1992.
102. Муза Е. В. Быстрый карандаш. - М., 1974.
103. Мэй Р. Искусство психологического консультиро
вания. Как давать и обретать душевное здоровье. -
М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.
104. Мухина В. С. Проблема генезиса личности. - М.,
1985.
105. Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д., Либих С. С,
Тонконогий И. М. Основы общей и медицин
ской психологии. // Медицина. - 1968.
106. Немов Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу:
книга для учителя о психологии ученического
коллектива. - М., 1988.
107. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1994.
108. Неплох Я. М. Человек, познай себя! - СПб.: На
ука, 1991.
109. Ницше Ф. Злая мудрость. // Избранные произ
ведения. - М.: Просвещение, 1993.
110. Огинская М. М., Розин М. В. Мифы в психоте
рапии и их функции. // Вопросы психологии. —
1991-М 4.
111. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальнос
ти. - М.: Просвещение, 1991.
112. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальнос
ти. - М.: Просвещение, 1981.
113. Орлов Ю. М. Обнда. Вина. - М.: Слайдинг, 2002.
114. Орлов Ю. М. Выживание при разводе. - М.:
Слайдинг, 2002.
115. Осколкова С. Н. Депрессивные состояния в об
щемедицинской практике. - М., 1996.
116. Ошо. Любовь. Свобода. Одиночество. - СПб.:
ИД «ВЕСЬ», 2003.
117. Ошо. Зрелость. Ответственность быть самим со
бой - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.
118. Пауэлл Джон. Как устоять в любви. - М.: Лига-
Фолиант, 1993.
119. Пепло Л., Мицели М., Мораш Б- Одиночество
и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.
120. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы
к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.:
Прогресс, 1989.
121. Перов А. К. Структура личности. Диалектика вза
имосвязи между психическими процессами, со
стояниями и свойствами // Вопросы психологии
личности и труда. - Свердловск, 1973. - С. 17-52.
122. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. -
М.: РОУ, 1992.
123. Погосян В. А. Проблема отчуждения в «Феноме
нологии духа» Гегеля. - Ереван, 1973.
124. Покрасс М. Л. Терапия поведением. - Самара:
Изд. дом Бахрах, 1997.
125. Покровский Н. Е. Одиночество и аномия: дисс.
докт. соц. наук. - М., 1996.
15 Зак. 44
126. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гума
низм // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
127. Померанц Г. Собирание себя. - М.: ЛИА «Док»,
1995.
128. Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодо
ления: дисс. в виде доклада докт. философ, на
ук. - Томский гос. университет, 1993.
129. Приходько Д. Н. Образование и преодоление ос
таточных явлений отчуждения. - Томск, 1981.
130. Прохоров А. О. Теоретические и практические
аспекты проблемы психических состояний лич
ности. - Самара, 1991.
131. Прохоров А. О. Психические состояния и их
функции. - Казань, 1994.
132. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -
М., 1995.
133. Психология: словарь. / Под общ. ред. А. В. Пет
ровского и М. Г. Ярошевского. - М., 1990.
134. Психология человека в условиях социальной неста
бильности. / Под ред. Б. А. Сосновского. - М., 1994.
135. Психология и психоанализ характера: хрестома
тия. - Самара: Бахрах, 1997.
136. Психология масс. / Под ред. Д. Я. Райгородско-
го. - Самара: Бахрах, 1998.
137. Пузанова Ж. В. Одиночество и общение (фило-
софско-социологический аспект): дисс, канд.
философ, наук. Российский университет дружбы
народов. - М., 1995.
138. Рассел Д. Измерение одиночества//Лабиринты
одиночества. - М.: Прогресс, 1989.
139. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
140. Рейноутер Д. Сам себе психотерапевт. - КОФР,
1997.
141. Рейну отер Дж. Как стать собственным психоте
рапевтом. - КОФР, 1997.
142. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становле
ние человека. - М.: Дайджест, 1994.
143. Роджерс К. К науке о личности // История зару
бежной психологии. Тексты. - М., 1986.
144. Розанов В. В. Уединенное. - М., 1991.
145. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Про
свещение, 1990.
146. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические
методы в психологической диагностике. - М.:
Дидакт, 1992.
147. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночест
ва // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
148. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
149. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокор-
рекционные группы: теория и практика. - М.:
Прогресс, 1993.
150. Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одино
ким // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
15*
151. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдёггеру: крити
ческие очерки экзистенциального психоанали
за. - М„ 1985.
152. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к ане
мии // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
153. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и его пси
хоаналитик. - Воронеж, 1993.
154. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //
Сумерки богов. - М., 1992.
155. Сейденберг Р. Одинокий брак в корпоративной
Америке // Лабиринты одиночества. - М.: Про
гресс, 1989.
156. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.
157. Семенова А. Н. Прощай одиночество! - СПб.:
Невский проспект, 2002.
158. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные
корреляты одиночества // Лабиринты одиноче
ства. - М.: Прогресс, 1989.
159. Скворцов А. В. Метод беседы на телефоне доверия
в профессиональных представлениях консультан
тов: автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1996.
160. Слободчиков В. И. Психологические проблемы
становления внутреннего мира человека // Во
просы психологии. - 1992. - № 6.
161. Соколова Е. Т. Проективные методы исследова
ния личности. - М., 1980.
162. Соловей П. Пройти сквозь одиночество // Авро
ра. - 1985.-№ 11. - С. 116-121.
163. Соловьев В. С. Смысл любви. - М., 1994.
164. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния че
ловека, их классификация и диагностика. - Горь
кий, 1975.
165. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. - М.: Проме
тей, 1993.
166. Спирин А. Д. Личность и отчуждение в свете двух
мировоззренческих концепций. - Томск, 1995.
167. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-
философский анализ: дисс. канд. философ, на
ук. - М., 1995.
168. Страхов И. В. Психические состояния и такт
учителя // Вопросы психологии. - 1966. -
Вып. 3. - С. 153-164.
169. Стуруа М. Одиночество // Известия. - 1967. -
№ 190-193.
170. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструк
тивное разрешение конфликтов. - М.: Институт
практической психологии, 1996.
171. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт фило-
софско-социологического анализа: дисс. канд.
философ, наук. - Екатеринбург, 1992.
172. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М., 1980.
173. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Онтология. - М.,
1994.
174. Улыбина Е. В. Обыденное сознание. Структура
и функции. - Ставрополь, 1998.
175. Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С. Психодина
мическая психотерапия. - М., 1992.
176. Усман, Ахмат Ибрагим. Развитие проблемы обо
собления и отчуждения как механизма онтогене
за личности в возрастной психологии: дисс.
канд. псих. наук. - МГУ, 1987.
177. Фанти С. Микропсихоанализ. - М., 1995.
178. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личност
ный рост. Вып. 1, 2,3,4. - М.: Российский откры
тый университет, 1992.
179. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика лич-
ностно-ориентированной психологии. - М., 1995.
180. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся
личности. - М.-Воронеж, 1996.
181. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.
Т. 1. - М., 1990.
182. Франк С. Смысл жизни. - Минск, 1992.
183. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Дай
джест, 1990.
184. Фрейд А. Психология Я и защитные механиз
мы. - М.: Педагогика, 1993.
185. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.,
1989.
186. Фрейд 3. Толкование сновидений. - Ереван, 1991.
187. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольст
вия. - М., 1992."
188. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. - М.,
1991.
189. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-
ности. - М.: Республика, 1994.
190. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.
191. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоана
лиз и этика. - М.: Республика, 1993.
192. Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ
и этика. - М.: Республика, 1993.
193. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки
богов. - М., 1989.
194. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Дайджест,
1990.
195. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.
196. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ
и культура. - М., 1995.
197. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная лите
ратура. - 1996. - № 1.
198. Фромм Э. Искусство любви. - Минск: Поли
факт, 1991.
199. Фурдуй Ф. И. Стресс и одиночество // Стресс
и здоровье. - Кишинев, 1990.
200. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики. - М.:
Логос, 1997.
201. Хамитов Н. В. Одиночество женское и муж
ское. - Киев: Научная мысль, 1995.
202. Хамитов Н. Философия и психология пола. -
М.: Ника-Центр, 2001.
203. Халфина М. Л. Одиночество // Дела семей
ные... - Томск, 1986.
204. Хаулс В. Курс - одиночество. - М., 1969.
205. Хорни К. Невротическая личность нашего вре
мени. - М.: Дайджест, 1993.
206. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.
207. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.:
Дайджест, 1992.
208. Хоровиц Л., Френч Р., Андерсон К. Прототип
одинокой личности // Лабиринты одиночест
ва. - М.: Прогресс, 1989.
209. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.-Харь
ков, Минск: Питер, 1997.
210. Хилман Дж. Сто лет одиночества // Московский
психотерапевтический журнал. - 1997.
211. Цахаева А. А. Основы саморазвития личности. -
Махачкала: Юпитер, 1999.
212. Черепухин Ю. М. Социальные проблемы муж
ского одиночества в условиях крупного города:
дисс, канд. соц. наук. Институт социологии
РАН. - М., 1995.
213. Черникова А. О. Эмоции в спорте. - М., 1962.
214. Чеснокова И. И. О тенденции исследования со
стояний личности в советской психоло
гии // Психология личности и образ жизни. -
М., 1987.
215. Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности при
преодолении человеком кризиса, связанного
с потерей работы: автореф. дисс канд. псих, на
ук. - М., 1998.
216. Швабл Ю. М., Данчева О. В. Одиночество. - Ки
ев, 1991.
217. Шевякова Е. В. Устойчивость и неустойчивость
в природных и социальных системах: автореф.
дисс. канд. соц. наук. Рос. академия гос. службы
при Президенте РФ. - М., 1995.
218. Шерток Л. Непознанное в психике человека. -
М.: Прогресс, 1995.
219. Шпет Г. Г. Психология социального бытия. -
М.-Воронеж, 1996.
220. Эрриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -
М.: Прогресс, 1996.
221. Юнг К. Г. Психологические типы. - М.: Универ
ситетская книга, 1996.
222. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995.
223. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое
и настоящее. - М. 1995.
224. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. - Киев, 1995.
225. Юнг К. Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994.
226. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. - М.:
Просвещение, 1993.
227. Якушин В. А. О связи психических состояний
и свойств л