ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Управления судном и промышленного рыболовства
Безопасность жизнедеятельности
Методические указания к выполнению контрольной работы
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов заочной формы обучения
направлений
030900.62 Юриспруденция, 040400.62 Социальная работа, 33400.62 Теология,
081100.62 Государственное и муниципальное управление, 080100.62 Экономика,
080200.62 Менеджмент, 100700.62 Торговое дело
Мурманск
Составитель - | Светлана Николаевна Судак канд. техн. наук, доцент кафедры управления судном и промышленного рыболовства Морской Академии Мурманского государственного технического университета |
Методические указания к контрольной работе для студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения рассмотрены и одобрены кафедрой _ 21 ноября _____2012 г., протокол №_ 2 __
|
|
Рецензент – В.А. Подобед, д-р техн. наук, профессор кафедры управления судном и промышленного рыболовства МГТУ
Электронная верстка
© Мурманский государственный
технический университет, 2013
© С.Н. Судак, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…….. | 4-5 |
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ………………… | 6-8 |
3.ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. | 8-9 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………….. | 10-17 |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………… | 17-19 |
ОБЩИЕ ОРАГНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При формировании содержания настоящих методических указаний к контрольной работе учтена Программа дисциплины (курса) «Безопасности жизнедеятельности»,рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет), утвержденной 01.12.2010 года.
Безопасность жизнедеятельности - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в различных средах обитания (производственная, бытовая, городская, природная), призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Безусловность приоритета безопасности при решении любых производственных задач в области организации и управления производством является достижением высокого профессионализма.
|
|
Задачи дисциплины:
В ходе изучения курса необходимо:
1) выработать у студентов способность приобретения понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
- овладения приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
2) научить студентов формированию:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способности идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- способности для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- условия взаимодействия системы «человек и окружающая среда», основы физиологии и рациональные условия деятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- экологические аспекты безопасности жизнедеятельности, структуру Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации;
уметь:
- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
- определять факторы риска;
- планировать работы по охране труда,
- пропагандировать безопасные приемы ведения работ;
- вести разъяснительную работу необходимости безопасности труда и трудовой дисциплины;
- участвовать в разработке организационных мероприятий направленных на безопасность труда;
владеть:
- навыками идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
- навыками создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- навыками разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- навыками оформления несчастных случаев на производстве,
- навыками действия человека
Учебный курс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении естественно - научных дисциплин в рамках муниципального образовательного учреждения (математики, информатики, географии, физики, химии, биологии, анатомии). В целях получения глубоких знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», студентам целесообразно изучать данный курс, опираясь на законодательно-правовые акты и нормативные документы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.
|
|
Для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам необходимо иметь учебную литературу и методические указания. Изучать материал дисциплины следует в соответствии с тематическим планом.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ