Объединяя свои усилия по борьбе с преступностью, государства заключают между собой международные соглашения, а также учреждают специальные структуры (органы, организации и конференции) для координации соответствующей деятельности. В связи с этим принято говорить о конвенционных (договорных) и институционных формах сотрудничества государств. При этом следует помнить, что договорное начало первично: в основе деятельности любой международной структуры лежит международное соглашение.
Под международными механизмами борьбы с преступностью понимаются институционные формы межгосударственного сотрудничества в области международного уголовного права. Институционные формы предполагают, как уже было сказано, деятельность различных международных организаций, учреждаемых государствами для решения общих задач в деле борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
Наиболее авторитетными международными механизмами в данной области являются Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Управление ООН по наркотикам и преступности, Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и некоторые другие.
|
|
Международная борьба с преступностью в рамках ООН осуществляется в соответствии с Программой ООН по предупреждению преступности, принятой Генеральной Ассамблеей в 1991 году. Задачей Программы является оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщества в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия. Целями Программы являются: борьба с преступностью национального и транснационального характера, объединение усилий государств в предупреждении транснациональной преступности, более эффективное отправление уголовного правосудия, содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения. В соответствии с Программой была создана (фактически приступила к работе в 1992 году) Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к которой перешли функции созданного в 1950 году Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.
Комиссия является одной из девяти функциональных комиссий Экономического и Социального Совета ООН, задачами которой являются:
-разработка проектов руководящих принципов предупреждения преступности и уголовного правосудия;
-планирование мероприятий ООН по борьбе с преступностью;
-подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
|
|
На практике мандат Комиссии осуществляется Центром ООН по международному предупреждению преступности, провозгласившим в 1999 году три Программы, направленные на решение наиболее актуальных проблем в данной области:
-Глобальную программу борьбы с коррупцией;
-Глобальную программу по борьбе против торговли людьми;
-Глобальные исследования по организованной преступности.
В состав Комиссии входят 40 государств, избираемые ЭКОСОС на основе принципа справедливого географического представительства сроком на три года. Основная форма работы Комиссии – регулярные ежегодные сессии, на которых обсуждаются глобальные проблемы борьбы с преступностью. В частности, на 13-й сессии в Вене (2004 год) обсуждались такие вопросы, как укрепление верховенства закона, борьба с терроризмом и коррупцией, стандартизация норм по предупреждению преступности и уголовно-процессуальных норм. Одной из основных функций Комиссии является подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В резолюции 46/152 Генеральной Ассамблеи сказано, что “Комиссия должна отбирать четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного и продуктивного обсуждения”.
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями являются наиболее представительными форумами, вырабатывающими международные стандарты в соответствующей области. В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, Конгрессы проводятся один раз в пять лет в качестве консультативного органа Программы ООН по предупреждению преступности. Задачами Конгресса являются:
-обмен мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и экспертами в личном качестве;
-обмен опытом в области исследований права и разработки программ;
-выявление новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
-представление рекомендаций и замечаний Комиссии по вопросам, передаваемым ей Конгрессу;
-представление предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.
Как видно из данного перечня, Конгресс должен осуществлять тесное взаимодействие с Комиссией, что гарантирует единство подходов к решению проблем преступности в рамках Организации Объединенных Наций.
Работа каждого Конгресса продолжается 5-10 дней и завершается принятием Доклада Конгресса – итогового документа, в котором отражается как тематика рассмотренных вопросов, так и тексты докладов и принятые на форуме резолюции и рекомендации. Как показывает практика, более 100 государств в той или иной мере учитывают акты Конгрессов при осуществлении своей политики в области борьбы с преступностью. На Конгрессах среди участников распространяются национальные доклады, подготовленные правительствами различных государств. Начиная с 9-го Конгресса основной акцент при проведении Конгрессов делается не на лекционную часть (доклады), а на групповое обсуждение тем с активным участием аудитории. Кроме того, в период работы Конгресса для его участников проводятся Дополнительные совещания, тематика которых согласована с общей повесткой и заранее утверждается секретариатом Конгресса. Предварительная повестка дня и план всех мероприятий Конгрессов утверждаются Генеральной Ассамблеей ООН за 1-2 года до их проведения. Языками Конгрессов являются шесть официальных языков ООН. Какой-либо платы за участие в Конгрессах не предусмотрено, однако все участники и делегации берут соответствующие расходы на себя.
К настоящему моменту состоялись 11 Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (первый – в 1955 году в Женеве). Среди наиболее известных актов и решений Конгрессов, принятых в разные годы, можно выделить следующие:
|
|
-Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, включенные впоследствии в Пакт о гражданских и политических правах 1966 года (1-й Конгресс; 1955 год, Женева);
-рекомендации в отношении борьбы с рецидивизмом (3-й Конгресс; 1965 год, Стокгольм);
-Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (4-й Конгресс; 1970 год, Киото);
-Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая впоследствии была трансформирована в соответствующую Конвенцию (5-й Конгресс; 1975 год, Женева);
-Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (7-й Конгресс; 1985 год, Милан);
-Типовой договор о выдаче, Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, Основные принципы, касающиеся роли юристов (8-й Конгресс; 1990 год, Гавана);
-Стратегия в области предупреждения преступности, резолюция о роли уголовного права в охране окружающей среды (9-й Конгресс; 1995 год, Каир).
В повестку дня 10-го Конгресса (2000 год, Вена) были включены 4 пункта, по каждому из которых были приняты соответствующие резолюции и Декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века:
а)укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия;
b)международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в ХХI веке;
с)эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями;
d)правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия.
В повестку дня 11-го Конгресса, который проходил в Бангкоке с 18 по 25 апреля 2005 года, были включены пять основных вопросов:
|
|
-о транснациональной организованной преступности;
-о терроризме и связи терроризма с другой преступной деятельностью;
-о коррупции связанных с ней тенденциях в двадцать первом веке (на Конгрессе отмечено, что из 118 государств, подписавших соответствующую конвенцию, ратифицировало ее только 18 стран из требуемых тридцати);
-об экономических и финансовых преступлениях как вызове устойчивому развитию;
-об обеспечении действенности установленных Конгрессом стандартов (вопрос был приурочен к 50-летию соответствующей деятельности Конгрессов).
Важную роль в процессе межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью играет Международная организация уголовной полиции – Интерпол. Интерпол был создан в 1923 году как Международная комиссия уголовной полиции, целью которой была координация борьбы различных стран с преступлениями общеуголовного характера. Современный вид Интерпол приобрел в 1956 году, когда вступил в силу его новый Устав. С 1982 года Интерпол имеет статус международной межправительственной организации, членами которой являются государства в лице своих центральных органов криминальной полиции.
В своей деятельности Интерпол преследует две главные цели:
-обеспечение и развитие широкого взаимного сотрудничества всех органов уголовной полиции в пределах существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;
-создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью.
Структура Интерпола включает в себя Генеральную Ассамблею (высший пленарный орган, ежегодно собирающийся на сессии), Исполнительный комитет (состоит из 13 лиц, включая Президента), Генеральный секретариат (постоянно действующий орган, возглавляемый Генеральным секретарем – международный центр по борьбе с общей преступностью), Национальные центральные бюро и Советников (эксперты, выполняющие консультативные функции).
Национальные центральные бюро (НЦБ) – основное звено структуры Интерпола, на которое ложится главная нагрузка при осуществлении этой организацией своих функций. Особенностью НЦБ является их двойное подчинение: с одной стороны, они являются структурным подразделением Интерпола как международной организации, с другой – представляют полицейские службы каждого государства-члена Интерпола. Согласно статье 32 Устава, каждая страна должна указать орган, который будет действовать в качестве НЦБ и осуществлять связь с различными учреждениями в стране, с другими НЦБ и с Генеральным секретариатом Интерпола. Таким образом, сотрудники Интерпола делятся на две большие группы: штатные сотрудники секретариата, имеющие международный статус, и сотрудники национальных органов полиции. В большинстве государств функции НЦБ выполняют министерства внутренних дел.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
1)всеобъемлющая уголовная регистрация (ведение алфавитной, дактилоскопической картотек, а также картотек словесного портрета преступников, преступлений и способов их совершения, похищенных ценностей, неопознанных трупов, документов и др.);
2)международный розыск преступников, а также лиц, пропавших без вести и похищенных ценностей;
3)проведение региональных международных конференций с целью обмена мнениями и выработки общей стратегии борьбы с преступностью;
4)сотрудничество с другими международными механизмами в области борьбы с преступностью, в том числе с Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Основной объем работы Интерпола составляет международный розыск преступников. В практике этой организации различают три вида розыска: обычный, срочный и смешанный. Обычный розыск предполагает передачу просьбы о розыске бежавшего за границу преступника и всех необходимых документов в НЦБ соответствующего государства, а оттуда – в Генеральный секретариат Интерпола, который рассылает во все НЦБ так называемый “красный циркуляр”. “Красный циркуляр” представляет собой специальный бланк, содержащий сведения о разыскиваемом лице и просьбу о его задержании. Срочный розыск (как правило, по горячим следам) допускает передачу просьбы об аресте непосредственно в НЦБ других государств любым оперативным способом (через радиосеть, по телеграфу и т.п.). Если в течение трех месяцев такой розыск не приносит результата, он заменяется обычным розыском с составлением “красного циркуляра”. Наконец, смешанный розыск включает рассылку сразу двух циркуляров: “красного” и “зеленого”. “Зеленый циркуляр” предписывает не задержание разыскиваемого лица, а установление за ним негласного наблюдения и сообщения об этом всем заинтересованным государствам. Такая практика связана с тем, что у многих государств нет взаимных соглашений о выдаче преступников. Поэтому “красным циркуляром” можно воспользоваться только в тех случаях, когда преступник обнаружен на территории страны, заключившей договор об экстрадиции. Во всех остальных случаях нужно руководствоваться “зеленым циркуляром”.
Штаб-квартира Интерпола находится в Лионе (Франция). Кроме того, Интерпол имеет ряд региональных центров: в Найроби и Абиджане (для Африки), в Буэнос-Айресе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и в Пуэрто-Рико (для Карибского бассейна и Центральной Америки).
Казахстан является членом Интерпола с 1992 года. Сотрудничество Республики Казахстан с Интерполом регулируется Постановлением Кабинета Министров “О мероприятиях в связи с вступлением Республики Казахстан в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол)” от 20 июля 1993 года, Положением о Национальном Центральном Бюро Интерпола в Республике Казахстан, Инструкцией о порядке обработки информации в Национальном Центральном Бюро Интерпола в Республике Казахстан, Инструкцией о порядке исполнения и направления правоохранительными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола (утверждены приказом МВД 27 апреля 1998 года) и другими актами.
В соответствии с этими документами, НЦБ Интерпола в Республике Казахстан является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел республики на правах управления. НЦБ осуществляет свою деятельность в соответствии с казахстанским законодательством, Уставом Интерпола и Положением от 27 апреля 1998 года, а личный состав НЦБ проходит службу в соответствии с Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан.
Основной задачей НЦБ является обеспечение международного взаимодействия подразделений органов МВД Казахстана с аналогичными органами государств-членов Интерпола в борьбе с преступностью с соблюдением национального законодательства и общепризнанных прав и свобод человека. Категорически запрещено исполнение НЦБ запросов, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
Основными функциями НЦБ являются:
-обеспечение обмена официальной и конфиденциальной информацией по вопросам борьбы с международной преступностью между правоохранительными органами и службами Республики Казахстан, Генеральным секретариатом Интерпола и НЦБ других стран;
-направление просьб и оповещений о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях предупреждения и раскрытия преступлений;
-принятие к исполнению аналогичных просьб и оповещений от Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола, а также организация соответствующих мероприятий в Республике Казахстан;
-направление в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами в Республике Казахстан, а также об иностранных гражданах, задержанных по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных за преступления, которые в соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению в международную уголовную статистику;
-составление на основе информации, предоставляемой правоохранительными органами, отчетов и направление их в Генеральный секретариат Интерпола;
-формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основе информации, полученной в процессе международного сотрудничества правоохранительных органов;
-информирование правоохранительных и иных государственных органов Республики Казахстан о требованиях и условиях международного сотрудничества в борьбе с международной преступностью в системе Интерпола, о практике взаимодействия по предупреждению и раскрытию преступлений, а также подготовка предложений по дальнейшему ее совершенствованию;
-направление запросов в библиотеку Генерального секретариата Интерпола о необходимых законодательных и нормативных актах стран-участниц Организации по вопросам борьбы с преступностью, международно-правовых документах, договорах, регламентирующих международное сотрудничество в этой области;
-подготовка аналитических обзоров, докладов и обобщений по материалам Интерпола и криминальных служб других государств по проблемам международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, розыска преступников и др. для информации и ознакомления соответствующих служб правоохранительных и иных государственных органов.
Согласно ведомственным инструкциям, регулирующим деятельность казахстанского НЦБ, одним из направлений его деятельности является работа с международными следственными поручениями относительно допросов свидетелей, потерпевших и подозреваемых, опознания лиц, очных ставок, выемки документов, ареста, экстрадиции, проверки финансовых средств на банковских счетах и т.д. Все запросы, поступающие и исходящие из НЦБ, классифицируются по четырем категориям срочности исполнения:
-“немедленно” (Flash) – подлежит исполнению в течение 24 часов;
-“очень срочно” (Very urgent) – подлежит исполнению в течение 72 часов;
-“срочно” (Urgent) – подлежит исполнению в течение пяти суток;
-“обычно” (Routine) – подлежит исполнению в течение десяти суток.
НЦБ Интерпола в Казахстане является субъектом проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. При осуществлении соответствующей деятельности НЦБ обеспечивает выполнение следующих задач:
-обработку и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовку инициативных запросов;
-обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;
-содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
-обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам деятельности полиции;
-обмен научно-технической информацией по вопросам борьбы с международной преступностью.
Инструкция о порядке исполнения и направления правоохранительными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола от 27 апреля 1998 года содержит следующий перечень преступлений, при расследовании которых НЦБ взаимодействует с другими субъектами правоохранительной деятельности: преступления в сфере экономики и финансов, фальшивомонетничество, автотранспортные преступления, посягательства на культурные ценности и предметы антиквариата, незаконный оборот наркотиков, огнестрельного оружия и взрывчатых устройств, подделка документов. Кроме того, запросы могут касаться идентификации и проверки лиц по дактилоскопическим учетам полиции зарубежных стран, международного розыска, ареста и выдачи преступников.
НЦБ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром внутренних дел. НЦБ имеет свою печать, использует как национальную символику, так и символ Интерпола.
Среди региональных механизмов в области борьбы с преступностью можно назвать Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств, созданное решением Совета глав правительств государств-участников СНГ от 24 сентября 1993 года. Этим же решением было утверждено Положение об этом органе.
В соответствии с Положением, Бюро является постоянно действующим органом по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ. Целью Бюро является обеспечение эффективного взаимодействия государств в области предупреждения и борьбы с организованной преступностью в рамках существующего национального законодательства государств Содружества.
Бюро имеет статус самостоятельного органа на уровне Управления МВД страны места нахождения, подотчетного совещанию министров внутренних дел государств СНГ. Возглавляют Бюро Директор и его заместитель, которые утверждаются в должности сроком на три года и освобождаются от должности решением совещания министров внутренних дел. Директор и его заместитель не могут быть гражданами одного государства. В своей деятельности Бюро руководствуется Уставом СНГ, национальным законодательством государств-участников Содружества, Решением Совета глав правительств СНГ о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений от 12 марта 1993 года, Соглашением о взаимодействии министерств внутренних дел государств СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 года и Положением.
Основными задачами Бюро являются:
-формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро и предоставление инициативной информации в соответствующие министерства внутренних дел;
-содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования;
-обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств-участников Содружества, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.
Местом нахождения Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ является город Москва.
По сути, правовой статус Бюро дает основания говорить о нем как о своеобразном “региональном Интерполе”, однако в настоящее время рано говорить о каких-то видимых результатах его деятельности.