План урока: Общение и коммуникация. Виды общения. Межличностное общение. Проблемы в общении молодежи. Поиск взаимопонимания. Причины и истоки агрессивного поведения
Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами и называется общением.
Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах, он происходит. Так различают речевое и неречевое общение.
Речь – важное социальное свойство человека. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений, семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация – примеры неречевого общения.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцептивное, вербальное и интерактивное общение.
Перцептивное связано со способностью человека улавливать психическое состояние человека, чувствовать его (общение между родителя и детьми, влюбленными, супругами, старыми хорошими друзьями).
Вербальное – общение с помощью слов, т.е речевое общение. К его разновидностям относят монолог (передача информации от говорящего к слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог разговор двух и более лиц).
Диалог наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры.
Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при совместном проведении досуга и др.
Коммуникация предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.
Общение выполняет несколько важных функций:
-информационная;
-обучающая;
-воспитательная;
-поддержания совместной деятельности.
В зависимости от содержания и сферы, выделяют несколько форм общения:
-бытовое – общение между близкими людьми в повседневной бытовой жизни;
-деловое (служебное) осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности;
-убеждающее – влияние одного человека на другого с целью изменения его взглядов и поведения;
-обучающее – определенный комплекс ЗУН;
-культурное – в процессе приобщения людей к культурным ценностям (выставки, экскурсии, театры, кино и т.д.);
-научное – научно-исследовательская деятельность;
-межкультурное – между людьми в разных направлениях музыки, искусстве, литературе или представителей разных национальностей;
-ритуальное – правила поведения (религиозные обряды, национальные обычаи, процедура бракосочетания и т.д).
Вопросы:
1. К каким видам общения Вы чаще всего прибегаете?
2. В чем состоит различие общения и коммуникации?
3. Напишите известные правила этикета
4. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессионализмом? Приведите примеры профессионализма
5. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?
6. Приведите примеры речевого и неречевого общения
7. Какие формы общения вы знаете?
8. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать культурным?