Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития

1. Мы понимаем, что разработать программу, удов­летворяющую требованиям и потребностям всех учите­лей, невозможно. Это обусловлено тем, что имеет место варьирование условий и характера обучения младших школьников (обычные, гимназические, коррекционные классы); варьирование психологических и психофизио­логических качеств учащихся, а также особенностей их воспитания, социального окружения, проживание в городской или сельской местности и др. Кроме того, контингенты школьников могут различаться по исход­ному уровню психологического развития, темпу про­движения в развитии, количеству требуемых повтор­ных выполнений одного и того же задания, требуемой степени тщательности отработки заданий. Нельзя не учитывать и того, что учителя, реализующие данную развивающую программу, различаются по педагогиче­скому опыту и квалификации, по индивидуальному стилю работы, по типу темперамента, по складу ума и другим психологическим особенностям. Эти обстоя­тельства могут сказаться прежде всего на объеме про­работанных за один урок заданий: так, один учитель может не успевать за один урок отработать все зада­ния, другому же учителю рекомендуемых заданий мо­жет явно не хватать.

В связи с этим отметим следующее. Общая установка при проведении уроков психологического развития - не спешить переходить к следующему заданию, если хо­рошо не отработано предыдущее всеми учениками (ина­че эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позани­маться отдельно и дополнительно). Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабаты­ваться при необходимости в течение, например, двух уроков.

Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания - как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае вы­полнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости, так как очевидно, что однократное вы­полнение задания вряд ли будет иметь развивающий эффект. Составить аналогичные задания учитель может либо самостоятельно, либо выбрать нужные задания, содержащиеся в различных психологических сборни­ках. Хочется отметить, что эта работа по подбору зада­ний к тому же, на наш взгляд, оказывается весьма по­лезной для самого учителя, так как способствует психологизации его педагогического мышления.

2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребу­ется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

3. Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

4. Следует предоставлять учащимся как можно боль­шую самостоятельность при выполнении заданий, учи­тель только помогает, объясняет, направляет. Обяза­тельно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это об­суждение всех детей.

5. Занятия желательно проводить в группах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть доста­точно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «ГЬ, чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: