Эв-я управ-ой мысли. Ранний период: управленческие революции

Мен-т как вид эк-ой деят-ти и наука об упр-ии: сущность и стр-ра. Соотношение осн-х понятий соврем теории мен-та.

Мен-т– «ис-во объезжать лошадей», кот требовало умения подчинять своей воле. Эти же кач-ва потребовались в 19в. для управ-я мануфактурами. М.– упр-е производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм упр-я, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффек-сти произв-ва и увелич-я прибыли. М. - умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

1. Мен-т как вид деят-ти - упр-е орг-ей в усл-ях свободной рыночной экономики. Такое упр-е предполагает обеспечение конкурентоспособности и достижение прибыльности. 2. Мен-т как упр-е отдельными сферами орг-ии – во 2 пол-не 20 века в связи с постоянным усложнением бизнеса возникла проблема, когда один руководитель был не в состоянии управлять всеми сферами деят-ти. Поэтому стал складываться целый комплекс дисциплин мен-та – стратегический, инновационный, страховой и т.д. 3. Мен-т как социальный слойTop – топ-мен-ры в крупных орг-ях, обладающие высоким уровнем квалиф и получающие высокий уровень дохода. Middle – мен-ры среднего звена и высшее упр-е среднего размера. Lower – оперативные мен-ры, упр-е нижнего звена крупных и средних орг-й и высшее упр-е маленькими фирмами 4. Мен-т как научная дисциплина - совокупность научных концепций, предлагающих эффективные методы упр-я различными сферами деят-ти орг-ии. Относится ко 2 пол-не 19 века, мен-т, как научная дисциплина, впервые появился в лекциях амер. уч-го Дж.Вартона, в России с конца 80-х годов.

Соотношение осн. понятий в теории М.: 1. Понятие «мен-т» и «админ-ое упр-е». М. всегда связан с достижением при­биль-ти орг-ии, админ. упр-е – упр-е неком. орг-ей., осн. цель кот. обеспеч. общ-го блага. 2. «Мен-р зап. ипа» и «рук-ль совет. типа». Мен-ер зап. типа обладает всеми необх-м харак-ми мен-ра, традиц. отеч. рук-ль не имел соответ­ствующего образ-я, его образ-е было связано с профилем призвод. деят-ти орг-и. Поскольку в Р. 90-х гг. развивалась плановая гос. эк-ка, а не рыноч. эк-ка, перед рук-ми орг-ий не стояла зада увелич-я прибиль-ти. В подобных усл-я мен-ент не развивался. 3. Понятие «мен-р» и «бизнесмен». Б. – владелец капитала, вкладывающий средства в организа­цию деят-ти какоо-либо предпр-я. Б. как правило самост. не руководит орг-ей, для эффект-го упр-я производсвм они на­нимают проф. мен-ров. Частный случай совмещения бизнесмена и мен-ра- ИП.


Эв-я управ-ой мысли. Ранний период: управленческие революции.

1 упр-ая рев-я. произошла 4—5 тыс. лет назад (в Шумере, Египте и Аккаде) превращение касты священников в касту ре­л функционеров, т.е. мен-ров. Боги требовали жертв, теперь им стали приносить символ-ую жертву.Жрецы стали самым богатым классом. В рез-те 1й рев-ии мен-т сформ-ся как инструмент ком-ой и рели­г деят-ти, превратившись в соц. институт и проф. занятие.

2 упр-ая рев-я. про­изошла через тыс. лет после 1й и связана с вавил. прав-м Хаммурапи. Для упр-я владениями требовалась эффект. адм. сист, с пом. кот-й можно было успешно руково­дить страной на осн-и написанных за­конов. Знаменитый свод Хаммурапи, содерж. 285 законов упр-ия разл-ми сферами общ-ва. Он создал 1ю форм. систему админ-ия, Суть-появление светской манеры упр-я, возн-ие форм. сист орг-ии и регул. отнош людей, зарожде­ние основ лидер. стиля, методов мот-ии поведения.

3 упр-ая рев-я. через тыс лет после смерти Хам-пи-НавуходоноссорII создал сист произв-го контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На фабриках он приме­нял цветные ярлыки. (метилась пряжа) Результат-созд управ-ких технологий.

4 упр-ая рев-я. совп с индус-цией 18-19 веков, кот стимул-ла разв-е европ кап-ма. Индус-ая рев-ция оказа­ла сущ-ое влияние на теорию и практику упр-я. Мануф-ра и фабричная сис-ма сменились совр-ой сист-ой акцион-го капитала. Утвер-ась новая, диверсиф-ая форма собст-ти. Вме­сто собст-ка-акционеры, вместо рук-ля-собст-ка-наемн мены-несобственни­ки. Это привело к отд-ю упр-ия от произ-ва и капитала, затем к пре­вращению адм-ии и мен-та в самост-ую силу. В 19в работа мен-а ог­ран-сь управ-ем процессом про-ва, позже мен-т распадается на—план-ие, делопр-во, сбыт, закупки, орга­низацию. Каждый произв-ый про­цесс в самост-ую функцию и сферу деят-ти мен-та.

5 упр-ая рев-я. По­яв-е класса проф-ых мен-в и от­деление его от капиталистов-радикальный переворот в обществе: превращ-ие мен-в в проф-ую страту, затем в отдель­ный от кап-ов соц класс.Класс кап-ов постеп вытесняется адм-ой стратой, интересы кот против-ны интересам соб­ст-ов.Усиление роли адм-ии в гос и частном секторах экон-ки.


3. Эволюция управленческой мысли. Движение науч мен-та (Р.Тейлор, Ф. и Л.Гиллберт). (США кон18в-нач19в) Основатель Ф.Тейлор (1856—1915)"упр-е - наука опирающаяся на точно опред законы, правила и принципы".Упр-ие сост. из принц-ов, кот мб приложены ко всем видам соц. деят-ти. Тейлор сформ-л научн сист знаний, в осн кот положены 4 научн пр-а 1. Созд-е научн фунд-та, вместо старых методов работы 2. Отбор раб-х и мен-в на основе науч критериев, их тренировка и обучение 3. Сотр-во адм-ии с рабочими 4. Равномерное и справ-е распр-ие обязанностей-ответственности м/у рабочими и мен-ми. "рук-во берет на себя все работы, кот оно может вып-ть лучше, чем рабочие" Специализация труда одинаково важна как на управ-ом уровне, так и на уровне рабочих. Т. ввел систему дифферен-ной оплаты. Предлагал, чтобы рабочие получали зарплату в соответствии с их выработкой. Раб-е, производящие больше должны получать более выс сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Гл. идея Т-упр-е д. стать сист-й, основанной на опред. науч принц-х, д. осуществляться спец-о разработанными методами, т.е. что необх проектировать, нормировать, стандарт-ать не только технику производства, но и труд, его организацию и упр-е. Практическое применение идей Т доказало всю важность, обеспечив знач рост производ-ти-труда.

Ф. Гилбретт за­метил, что каменщики используют на деле не 1 а 3 сист операций. Сравнив различ сист движений он создал усовершенствованный спо­соб кладки кирпи­чей. Сократив число рабочих движений с 18 до 5 уве­личил производ-ть в не­ск раз. В своих ис­следованиях он применял вначале фотоаппарат, а позже кинокамеру, кот помогла ему разработать специальные карты-схемы цикла одновременно выполняемых микродвижений. Вместе со своей женой, Лилиан Гилбретт, психо­логом по образованию, Ф. Гилбретт всю жизнь по­святил исслед-ию трудовых движений, достигнув знач успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии чел-х затрат в труде, ими было выделено 17 осн-х движений кисти рук. Вклад школы: использование науч анализа, отбор подходящих работников для выполнения задач и их обучение; обеспечение работников ресурсами, кот необх для эффективного выполнения задач; систтическое и справ ис­пользование матер стимулирования; отделение управ-ой от неуправ-ой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: