Властные отношения в системе мен-та. Руководство и лидерство как механизмы упр-я

Для того, чтобы орг-я достигала целей своего существования необ-мо чтобы своевременно и эффек-но осущ-сь орган-ция, координация и контроль за деят-тью отдельных членов данной орг-ии. Добиться этого возможно при наличии властных полномочий у определ-го субъекта орган-ции. Власть – способность одних индивидов или групп воздействовать на др. индивидов или группы, и добиваться выполнения своей воли. Власть в орган-ции проявл-ся в различных формах: 1)Власть основанная на принуждении (выполнение указаний, из за боязни наказания); 2) В. Основанная на вознаграждении; 3) экспериментальная власть(обладание уникальными знаниями); 4) эталонная власть (лич. харак-ки субъекта привлекательны для объекта) 5)законная (традиц) власть (подчинение законам, традициям). В каждой орган-ции в зависимости от её целей, хар-ра деят-ти складывается та или иная форма властных отнош. В каждой орган-ции своё специфич. соотношение статусов властного субъекта и сотр-ков разного уровня. Это соотношение называется дистанция власти – она хар-зует степень неравенства м-у субъектом власти и исполнителями.

Руководство и лидерство яв-ся главными хар-ми властных отнош в орган-ции. Рук-во – умственное и физическое усилия субъекта, направленные на то, чтобы подчиненные выполняли предписанные им поручения. Лидерство – способность индивида оказ-ть влияние на подчиненных с тем чтобы добиваться осуществления общих целей орган-ции. Рук-во можно рассматривать как формальное лидер-во, но лидер-во в орган-ции м.б. и неформальным. Неформальный лидер- один из членов коллектива, кот в опред-х ситуациях может оказать больше влияния на коллектив, чем рук-ль. В целях успешного рук-ва формальный лидер должен стремиться к сотрудничеству с неформальным. Рук-во связано с правовыми и админ-ми ф-циями управ-я, а лидерство с псих-ми аспектами воздействия на членов орган-ции.

Неформальное лидерство классифиц-ся: 1) инструментальные (берёт на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соот-и с общеорганиз-ми целями); 2) эмоциональный (создаёт психологический настрой в орган-ции). Это два крайних типа но м-у ними выделяются промежуточные: координатор группового поведения (распред. обяз-ти с-у членами коллектива), контролер, политик (устан. доп. цели для коллектива), эксперт, арбитр, символ группы, носитель ответст-ти (берет на себя ответ-ть за других членов коллектива), «козел отпущения» (носитель групп. вины). Задача мен-ра – своевременно выявлять неформ. лидера и наладить с ним позитив. взаимодействие.

18. стили упр-я. Одномерный подход: исследования К. Левина, континуум стилей лидерства Р. Лайкерта.

Стильруков-ва – это привычная манера поведения руков-ля по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей орг-ии. Стиль рук-ва опред-ет какова степень диллегирования полномочий в орг-ии, какова дистанция власти, на сколько высока степень заботы о производственных задачах о человеч-м факторе. Исследования К. Левина Осуществляя упр-е подчиненными, руков-ль использует при этом несколько групп методов: авторитарный, демократический и либеральный. 1. Авторит метод основывается на отдаче распоряжений подчиненным при отсутствии всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деят-сти фирмы и стремления узнать их мнение или получить одобрение. Авторитарные методы основываются на том, что рук-ль определяет не только содержание заданий, но и способы их выполнения. 2. демок методы предполагают, что подчиненные самостоятельно принимают решения и ищут пути их реализации, а рук-ль заранее создает для этого процесса необходимые усл-я. Люди приобщены к организ-ным целям, они используют самоупр-е и самоконтроль. Поощрение имеющихся успехов .3 либерально-попустительский, кот основывается на минимальном вмешательстве в деят-сти подчиненных. Предполагается, что руков-ль обеспечивает их инфор-ей, выступает в роли посредника при контактах м/у ними. Автор, демокра либерально-попустительский стили упр-я не имеют четкого разграничения, они плавно переходят друг в друга, образуя единую цепочку.

Континуум стилей лидерства Р. Лайкерта. Выделил 2 стиля рук-ва: рук-ль, ориентир. на произ-во (деят-ть подчинена достиж. ыс. произ-ых показателей); рук-ль, ориентир. на подчин-ых (считает, что добиться выс. произв показателей возможно только при созд-ии благоприят. соц-псих. климата и мот-ии). Сделал вывод, что кажд. рук-ль может быть отнесен к тому или иному типу.По Лайкерту, авторитарный силь имеет 2 вида: 1. эксплуататорский, рук-ль не доверяет подчиненным, решает все сам, мнение других не интересуют; 2. благосклонный – рук-ль относится снисходительно, интересуется мнением, но м. поступить по-своему. Демократический стиль также делится на 2 вида: консультативный - подчиненные в значительной степени наход-ся в зоне доверия рук-ля, он постоянно консультируется с ними и стремится использовать все самое лучшее. 2. партисипативная (основ. на участии) - полное доверие подчиненным, выслушивает и использует их мнение, организует обмен информ-ей, привлекает подч-ых к постановке целей и контролю за их достижением.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: