К социальной сфере относят: образование, науку, здравоохранение, религиозные орг-ии. В социальные сферы включают: (общероссийский классификатор видов деят-ти) оптовую и розничную торговлю, ремонт автомобилей и бытовой техники, гостиницы и рестораны, транспорт, связь и складские хозяйства, финансовую и посредническую деят (соц. страхование, пенсионное обеспечение), гос. упр-е и соц. услуги, образование, здравоохранение, деят по распространению информации (сфера культуры, искусства, спорт, туризм, индустрия отдыха и развлечений), домохозяйства с наемным трудом. «Сфера услуг – совокупность отраслей, подотраслей и видов деят-ти, функциональное назнач которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения».
Сфера услуг в настоящее время выполняет экономические и социальные ф-ии, в выполнение которых вовлечено значительное число отраслей, подотраслей и видов деят-ти, объединенных в группы.
Рассмотрим осн экономические ф-ии:
|
|
1 - воспроизводство рабочей силы: осуществляется через предоставление услуг, оказываемых населению образовательными, спортивными, оздоровительными и культурно-зрелищными учреждениями;
2 - создание дополнительных материальных благ: осуществляется при производстве на заказ предметов длительного пользования или восстановлении ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта;
3 - обслуживание сферы материального производства, кот нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях, техническом обслуживании, рекламе и т. п..
Теперь обратимся к социальным ф-ям сферы услуг:
1 - снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деят-ти орг-й жилищно-коммунального и бытового обслуживания;
2 - рациональное использование высвобождающегося свободного времени населения; данная ф-я реализуется различными культурно-зрелищными учреждениями;
3 - удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг; эту функцию выполняют орг-ии, обслуживающие население;
4 - деят, связанная с обеспечением безопасности государства и охраной общественного порядка.
Характеристики услуг. Наибольшую известность в мен-те сферы услуг получили характеристики, предложенные американскими исследователями Л. Берри, В. Зайтамл и А. Парасураманом:
1 неосязаемость − характеристика, коренным образом отличающая услуги от продуктов промышленного производства: услуги нельзя оценить визуально, потрогать, ощутить их запах, попробовать на вкус и, если не понравится, вернуть в магазин;
|
|
2 неразделимость (одновременность) производства и потребления означает, что в продукте сервисной деят-ти присутствует вклад и производителя, и потребителя, что может приводить к возникновению некоторых управленческих проблем, в частности, – при планировании продолжительности обслуживания клиентов, определении потребности в персонале и оборудовании, формировании сист контроля качества обслуживания.
3 гетерогенностьуслуг заключ в уникальности каждой услуги вследствие различий в поведении, восприятии, настроении и даже физической форме конкретных потребителей и производителей;
4 невозможность сохранения: услуги производятся и потребляются одновременно; потребление, как правило, не может быть отложено, приостановлено или перенесено.
4 - индивидуальное санитарно-гигиеническое
Свойства услуг - адресность, непостоянство качества, неспособность накапливаться, прямой канал, не транспортируется.
Деление услуг на сектора: 1.Услуги ориентированные на об-во- правительственные услуги(обеспечение безопасности, регулирование экономики, социальная политика);
2.Услуги ориентированные на производство- по техническому обслуживанию(дороги, мосты);
3. Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство- производственные виды бытовых услуг(ремонт бытовой техники, ЖКХ);
4.Услуги личностного характера- не производственного вида бытовое обслуживание(парикмахерские).
Автор- Ловелок1.Осязаемые действия направлены на тело человека;
2.Осязаемые действия направлены на товар и другие физические объекты (грузовой транспорт, охрана, бытовые услуги);
3.Осязаемые действия направлены на сознание человека (образование, радио, телевидение);
4.Осязаемые действия с неосязаемыми активами (банки).
Виды услуг: 1. социально- культурные (наука, образование, искусство, физическая культура, туризм, медицина);
2.производственно- бытовые (транспорт, связь, строительство, торговля, реклама, аренда, коммунальное обслуживание);
3.социально- бытовые (общественное питание, гостиничное обслуживание, все виды бытового обслуживания);
4.финансово- страховые (банковские, финансовые, страховые);
5.профессиональные (информационные, юридические, бухгалтерские).
В. Стентон дифференцирует услуги, кот оказывают на ком-ой основе, на 10 групп, включающих:
1 - услуги по предоставлению жилья;2 - обслуживание семей (ремонт жилища, уборка жилых помещений и др.);3 - отдых и развлечения;4.обслуживание (стирка, сухая чистка и др.);5 - медицинские и другие услуги здравоохранения;6 - страховые и финансовые услуги;7 - транспортные услуги;8 - услуги в области коммуникаций;9 - частное образование;10 -услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские и др.)