Промышленная стандартизация, как правило, выступает в форме установления технических норм и требований к сырью, полуфабрикатам и готовым изделиям. В то же время еще в начале XX в. были сделаны серьезные шаги к сближению стандарта и красоты немецким архитектором и художником-конструктором П. Беренсом (1868—1940), которого по праву считают родоначальником современного промышленного дизайна. Высококачественная форма образцов промышленных изделий, спроектированных Беренсом в 1907—1914 гг. для электрического концерна АЭГ в Берлине (в том числе электрических утюгов, вентиляторов, электроламп), десятилетиями повторялась массовыми тиражами.
В 20-е годы XX в. в СССР были созданы организации, занимавшиеся проблемами промышленного искусства. Проекты тех лет (мебель, посуда, одежда) — пример творческого подхода к разработке форм массовой промышленной продукции. По словам Ле Корбюзье, «стандарт — это результат логики, анализа, тщательного изучения».
В XX в. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962) с филиалами, организованы художественно-конструкторские бюро в крупных промышленных районах страны, на больших заводах и фабриках.
И все же бытует мнение о том, что стандарт и красота несовместимы. Поэтому продолжают оставаться актуальными слова X. Сименса: «Стандартам свойственна унификация, однако это не значит, что стандартизация приводит к нивелировке, уравниловке или духовному обнищанию... вазы для цветов, дамские шляпы и многое другое не следует стандартизировать с точки зрения установления их форм, видов, окраски и т. д. Но подобная продукция все же может быть стандартизирована только в другом отношении. Речь идет о стандартизации качества изделий и расхода материалов».
В настоящее время общепризнанной является системообразующая роль стандартизации в проблеме обеспечения качества продукции/услуг. Сама система менеджмента качества, являющаяся предметом настоящего учебного пособия, внедряется на основе системы стандартов серии ИСО 9000.