Трансформация как организационно-экономические преобразования фирм

Трансформация как организационно-экономические преобразования фирм, при которых меняется состав юридических лиц, участвующих в преобразовании, является неотъемлемой составляющей динамики развития организаций во внешней среде.

Основные виды трансформаций предусмотрены Гражданским кодексом РФ и отражены в ст. 57 – это слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом слияние и присоединение, а также разделение и выделение попарно однородны.

Лапыгин Ю.Н. добавляет к этим видам трансформаций создание и ликвидацию предприятий, рекомбинацию, а также их объединение с образованием нового юридического лица и противоположный ему процесс разъединения. Следовательно, всего можно выделить восемь видов трансформаций, приведенных на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды трансформаций организаций

Поглощение можно определить как процедуру перехода одной организации под контроль другой за счет приобретения абсолютного или частичного права собственности на поглощаемую организацию.

Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании.

Цели слияний и поглощений:

1) снижение риска своей деятельности;

2) расширение сферы своего присутствия на рынке;

3) обеспечение доступа к нужным ресурсам;

4) снижение уровня конкуренции;

5) эффект увода от налогообложения временно свободных денежных средств;

Различаются слияния:

1) горизонтальные – объединения компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства. Эффекты:

• сокращение издержек;

• расширение масштабов производства, сбыта и т. п.

2) вертикальные – объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукции, т. е. расширение корпорацией круга покупателей результатов своей деятельности либо переход на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя.

Эффект: более низкие издержки производства и обращения, а также более эффективное распределение и использование ресурсов.

3) родовые – объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой по выпуску фотопленки или химических реактивов.

4) конгломеративные – объединения корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, т. е. слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

Три разновидности конгломеративных слияний:

• слияния с расширением продуктовой линии – объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства;

• слияния с расширением рынка – приобретение дополнительных каналов реализации продукции. Например, супермаркетов в географических районах, которые ранее не обслуживались;

• чистые конгломератные слияния – не предполагающие никакой общности.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Таблица 10.1 Характеристики трансформационных процессов

Специалисты при слияниях и поглощениях предприятий рекомендуют учитывать следующие факторы:

1. Состояние внешней окружающей среды

• законодательство;

• налогообложение до и после слияния (налоговые льготы, изменение налогооблагаемой базы и т. п.);

• уровень конкуренции и антимонопольное законодательство.

2. Уровень организации и управления:

• качество и динамичность (гибкость) системы управления;

• рыночная позиция поглощаемой (поглощающей) фирмы;

• состояние ресурсов производства, наличие технологических линий, технический уровень производства, обеспеченность трудовыми ресурсами и трудовые отношения.

3. Финансовое состояние:

• уровень рентабельности продаж и капитала;

• финансовое положение (темп роста и норма прибыли);

• страховые гарантии на активы фирмы.

К дезинтеграционным трансформациям относятся деление (продажа, разделение, выделение), разъединение и ликвидация.

Наиболее распространенным вариантом деления является продажа части бизнеса, бизнес-единицы, предприятия.

Выделение бизнеса в качестве составной части корпоративной стратегии также может осуществляться за счет использования механизма слияний и поглощений. Для этих целей компания может проводить «отпочковывание» и продажу отдельных подразделений.

«Отпочковывание» – это создание из отделения компании отдельного юридического лица. Акционеры материнской компании пропорционально своей доле в ее капитале становятся владельцами акций новой образовавшейся компании. При этом никакого движения денег не происходит, материнская компания какого-либо дохода в результате «отпочковывания» своего подразделения не получает.

Существует несколько вариантов «отпочковывания»:

- разбиение компаний - материнская компания преобразуется в несколько независимых новых юридических лиц, а сама перестает существовать;

- отделение - часть акционеров получает долю в новой компании взамен своей доли в материнской компании в определенном соотношении

Если какое-либо подразделение выставляется на открытую продажу, то подобная операция называется выделением.

Продажа отдельных подразделений, или дивестирование, предполагает продажу этого подразделения третьему лицу.

Таким образом, существует множество видов трансформаций предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: