Источники непосредственного опыта (познания): 1. Опыт текущей жизни. 2. Целенаправленные наблюдения, записи, ведение дневников и пр. 3. Научный эксперимент по методологии, принятой в той или иной науке. 4. Участие в экспедициях, научных и социальных программах. 5. Креативные источники: воображение, интуиция, творчество. | Источники опосредованного опыта: 1. Системы образования. 2. Печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и пр 3. СМИ 4. Музеи, выставки, заповедн ки, памятники архитектуры и пр. 5. Информационные системы типа Интернета |
Приемы накопления и упорядочивания материала:
1.Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее интересное запоминается целенаправленно, записывается. Это относится не только к фактам и обобщениям, но и к датам, именам, числовым данным, афоризмам.
2. Выбор темы в какой-то мере определяется тем материалом, которым автор уже располагает. Когда же тема выбрана и осмыслена, автор «вживается» в нее, постоянно мысленно возвращается к ней, иногда что-то записывает.
3. Успеху способствует предварительный набросок п л ан а, составленный на ранних этапах подготовки выступления — доклада, написания статьи и пр. В дальнейшем процессе план уточняется и детализируется.
На начальных этапах сбора материала намечаются основные разделы и стержневые идеи замысла предстоящей речи.
4. Накопляемый материал всегда должен быть избыточен: лишнее отсекается на более поздних этапах.
5. При избытке материала успешнее протекает процесс его отбора, систематизации, выделение главного и второстепенного, размещение фактов, примеров, аргументов, оживляющих текст и возбуждающих внимание аудитории.
6. Накопление материала рассчитывается так, чтобы иметь запас времени: не исключено, что на продвинутых этапах подготовки доклада часть материала отметается по неубедительности, легковесности, тогда как нужны неопровержимые доказательства.
IV. Материалы и задания по теме «Элокуция» (исполнение речи и цветы красноречия)
1. Самое необходимое умение — в сотую долю секунды из многих тысяч слов выбрать не только нужное слово, адекватное замыслу, но и самое лучшее.
Условия успешного выбора слов:
а) богатство лексического запаса в речевой памяти человека;
б) постоянная активизация словаря, преобладание активизированного словаря над пассивным словарем;
в) натренированный механизм поиска слова, выбора и оценки выбранного слова (необходимо приучать себя не использовать случайное слово);
г) критический самоанализ в итоге речи.
Каналы подготовки к этим умениям, сознательному выбору слова: психологическая установка, ясная, осознанная цель; создание дома библиотечки словарей, выработка потребности пользоваться ими постоянно, ежедневно; внимание к писательскому, авторскому выбору слова, умение при чтении следить не только за развитием сюжета, но и за выбором слов; наконец, выполнение специальных упражнений в выборе слов из ряда синонимов, редактирование текста — своего и чужого.
2. Для ознакомления со словарями ответьте на вопросы:
а). Что означает понятие «лексическая норма»?
б). Какие вы знаете словари, обеспечивающие лексическую норму (от академических толковых до словарей личных имен, названий жителей городов, регионов)?
в). Охарактеризуйте словари трудностей русского языка (например, словарь-справочник «Трудности употребления слов и варианты норм русского литературного языка» под ред. К. С. Горбаче-вича).
3. Подберите но несколько примеров и заполните графы таблицы.
Слова-омонимы | Однозначные слова | Многозначные слова | Слова с фразеологически связанными значениями |
4. Потренируйтесь в составлении тематических словников, опирайтесь на оттенки значений слов. Тема «Ландшафт, пейзаж, простор полей».
В каждой группе даются примеры, но добавьте свои слова.
1. Архаичные: оратай, степь раздольная и пр.
2. Иноязычные: ландшафт, гербарий и пр.
3. Узкоспециальные: культиватор, кострика и пр.
4. Редкие: супески, в ночном и пр.
5. Из крестьянского быта: косовица, страда и пр.
6. Диалектные: супрядки; Айда на топанину по кряжики (В. Астафьев).
7. Поэтические: Колокольчики мои, цветики степные (В. К. Толстой).
8. Термины: перспектива, теодолит и пр.
9. Нейтральные: посевы, нива и пр.
Попытайтесь составить небольшой текст на тему «Просторы полей».
5. Паронимы — смешиваемые слова, разграничьте их значения, составьте с ними предложения.
Будний—будничный, явно—явственно, обосновать (обосновывать—основать (основывать), надеть (надевать) — одеть (одевать), каменистый — каменный, желанный—желательный, факт — фактор, доверие —доверчивость, человеческий —человечный, романтический —романный, логический—логичный, царский — царственный, жизненный—житейский, дельный—деловой, гуманный—гуманистический, максимальный — максималистский, рыбий — рыбный, черепичный — черепитчатый.
Подберите сами 10 пар паронимов, пользуйтесь словарями, пособиями.
Антонимы различаются: полные, симметричные, например любовь — ненависть, и неполные, квазиантонимы. В этих парах симметрия нарушена: любовь — отвращение, антипатия.
Слова противопоставляются и по их переносным значениям: небо — земля, свадьба — похороны.
6. Подберите антонимы к данным ниже словам, продолжив заполнение таблицы. Образец:
Полные | Квазиантонимы | Контекстуальные |
утро — вечер | утро — сумерки | утро жизни — сумерки жизни |
Злоба, высоко, юность, тьма, юго-запад, легкомысленный, мудрый, упасть, спать, человек, жесткий, максимум, правда, жизнь, образование, найти, слабый, кричать, трезветь, нищий (сущ.).
7. Разграничьте слова, смешиваемые по оттенкам значения: это могут быть синонимы, но не во всех случаях.
Пустословие — многословие — словоблудие — красноречие.
Говорливый — словоохотливый — многоречивый — болтливый.
Родина — отчизна — отечество.
Сверкает — сияет — блещет.
Рабство — неволя — несвобода — угнетение — гнет — плен.
Ложь — неправда — клевета — поклеп — лжесвидетельство.
Вестибюль — передняя — фойе — рекреация — предбанник.
Сравнение — сопоставление — параллель — аналогия — ассоциация.
Образец — стандарт — модель — парадигма.
Клиника — поликлиника — амбулатория — лечебница.
Вокализ — вокализм — вокал — вокалист.
Мелодия — мелодика — мелодичность — меломания.
Образ — изображение — образность — изобразительность.
Изменник — предатель — перебежчик.
Коммуникация — коммуникативность — коммуникатор.
Компетенция — осведомленность — знание — образованность — ученость.
История — историография — историчность — историзм.
Роман — романтизм — романтичность.
Талант — талантливость — одаренность — способность — дар. Интеллигент — интеллигенция — интеллектуал — интеллект.
8. Раскройте многозначность слов по следующим их способностям:
Слово | Его 2-е, 3-е и другие значения по нормативным словарям | Переносные значения | Фразеологические единицы |
Золото, среда, печать, земля, рука, ручка, звено, летать, ползать, молчание, рыба, бык, рак, дом, кровь, стоять, мысль, воображение, рынок, стареть, тайна, время, влево, начерно, направо, подниматься, белый, единица, перевести, взор.
9. Постройте антитезы объемом в одно предложение или в несколько предложений: а) три с полными антонимическими парами; б) три с квазиантонимами; в) три с контекстуальными антонимами, когда противопоставляются переносные значения.
Оцените их по критерию «логическая точность/оригинальность и выразительность», запишите свой вывод.
Далее предстоит работа с синонимами — словами, выражающими одно и то же понятие, следовательно, тождественными или близкими по значению. Эти слова образуют синонимический ряд (или гнездо) с доминантой во главе. Она, как правило, стилистически нейтральна, а члены синонимического ряда имеют семантические и стилистические оттенки, окраски, многие члены ряда экспрессивны, например фразеологические сочетания.
Пример синонимического ряда:
Небрежно, кое-как, халатно, наплевательски (разг.), неряшливо, недобросовестно, как попало, вкривь и вкось (разг.), шаляй-валяй (прост.), тяп-ляп (прост.), спустя рукава (разг.), нерачительно (стар.).
Синонимический ряд дает огромные возможности для выбора.
10. Подберите синонимы к данным словам-доминантам.
Банальный, ересь, загрязнять, много, неизбежный, словарь, фильм, язык (с учетом многозначности: три значения, следовательно, 3 ряда), огонь (3 значения), враг, жаловаться, языковед, лицемер, много, одежда, убить, горевать, сурово, шалить, хвалить, частично, давно, печальный.
11. Выберите три синонимических ряда и составьте с каждым синонимом предложение — такое, чтобы более или менее отчетливо выражался оттенок значения синонима, его экспрессия.
12. Определите, какие фразеологические единицы имеют значение:
1. Не говорить лишнего, молчать;
2. Достичь договоренности;
3. Становиться болтливым, разговорчивым;
4. Бояться, не хотеть, не мочь что-то сказать.
Язык не поворачивается; язык отнялся; Язык без костей; находить общий язык; держать язык за зубами; прикусить язык; распускать язык; болтать языком; проглотить язык; язык прилип к горлу; развязать язык; чесать языком; придержать язык; держать язык на привязи.
13. Прочитайте приведенные пословицы и поговорки со словом язык. Объясните, как вы понимаете содержание этих выражений. Какие еще пословицы с этим словом вы знаете?
Язык мой – враг мой, прежде ума глаголит. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шило и мыло гладило и катало, пряла и нашила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
14. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи.
Закрывать глаза на что-нибудь. Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердцем. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши.
V. Материалы и задания для повторения и укрепления навыков по всему курсу.