Этапы определения корпоративного VAR (СVAR)

Использование VAR для количественной оценки риска на корпоративном уровне

Корпоративное управление рисками – это процесс, в ходе которого выявляются различные рисковые факторы, проводится их оценка и контроль. Как правило, при внедрении систем корпоративного управления рисками преследуются три основных цели.

Первая – лучше понять риски компании, и, как следствие, лучше их оценить и минимизировать.

Вторая – оптимизировать состояние компании с точки зрения её «риска-доходности», что в дальнейшем позволит ей поддерживать в долгосрочном периоде доходность операций и их безопасность.

Наконец, осуществление, мониторинга и контроля ключевых рисков, а также максимизация скорректированной с учетом риска прибыли компании (увеличение стоимости компании для акционеров).

Значение корпоративного VAR дает менеджменту возможность оценить максимальный размер убытков компании в абсолютных показателях на заранее определенном отрезке времени и при заданном уровне доверительного интервала. Корпоративный VAR позволяет компаниям оценить «чувствительность» их доходов к различным финансовым факторам риска.

Корпоративный VAR в качестве инструмента распределения капитала, скорректированного с учетом риска

Корпоративный VAR может применяться управленческим персоналом для сравнения таких параметров как «риск/доходность» операций, а также для осуществления сравнительного анализа успешности работы стратегических бизнес -единиц компании.

В условиях ограниченного количества капитальных ресурсов, корпоративный VAR может способствовать выявлению того подразделения компании, которое следует финансировать в первую очередь.

Корпоративный VAR позволяет оценить размер экономического капитала необходимого для поддержания деятельности компании при допустимом уровне риска.

Этапы определения корпоративного VAR (СVAR)

Первый этап – идентификация факторов риска.

Неопределенность размера будущих денежных потоков и доходов вызвана не только особенностями бизнеса компании, но и рядом так называемых «факторов риска», которые должны быть четко определены заранее.

Второй этап – формализация

Например, выручка компании может рассматриваться как агрегированный показатель, состоящий из компонент, размер которых может меняться по мере изменения подверженности факторам риска. Следовательно, прибыль компании может быть выражена в виде совокупности результатов, полученных с учётом реализации различных факторов риска.

Подверженность основных финансовых показателей деятельности факторам риска

1. Формирование структуры прибыли и поступающих денежных потоков компании:

- Выручка

- Затраты на реализацию

- Операционные издержки

- Процентные платежи

2. Выражение компонент прибыли через функцию факторов риска

Компоненты прибыли = Переменная * Фактор риска

3. Формирование модели, позволяющей установить количественные взаимоотношения между уровнем прибыли и изменениями в значениях факторов риска

Третий этап – формирование прогноза в отношении тех или иных факторов риска используя традиционные математические инструменты (стандартное отклонение, матожидание, средние величины).

Моделирование путем генерирования различных сценариев распределения факторов риска с использованием метода Монте Карло.

Генерирование сценариев распределения факторов риска

  1. Входные данные

- Текущая рыночная информация

- Фундаментальный анализ (анализ исторических тенденций)

2. Выбор методов

- Точность (простота применения, близость рыночным реалиям)

- Возможность объединять текущую рыночную и собственную информацию, макроэкономические факторы

  1. Методология прогноза

– Экономическая теория

- Современная теория эффективных рынков

4. Результат = Первичный + Вторичный

- Первичный результат = Мат.ожидание значений факторов риска + Отклонения в отношении значений факторов риска

- Вторичный результат = Вероятность распределения факторов риска

5. Модель распределения факторов риска (моделирование Монте -Карло)

6. Окончательный результат (сценарии распределения факторов риска)

Четвертый (заключительный) этап – расчет будущих финансовых результатов в соответствии с выбранным сценарием распределения факторов риска.

1. Оценка финансовых результатов

- Выбор сценария распределения факторов риска

- Построение распределения вероятности будущих финансовых результатов

2. Анализ распределения

Пример определения корпоративного VAR

В качестве примера рассмотрим условную международную компанию, расположенную в США.

Задача – расчет корпоративного VAR, при условии, что в качестве бенчмарки используется внутренние показатели уровня бюджета по различным компонентам прибыли компании.

Расчет производится на 12 месячном временном интервале, при 95% уровне доверительного интервала.

Анализируемые периоды времени: с 30 сентября года T до 01 октября года T+1.

Шаг 1. Выявление факторов риска.

Предположим, что FTZ осуществляет продажи некоторых своих продуктов в Европе. Для целей отчетности, доллары переводятся в евро используя значения обменных курсов EUR/USD на конец квартала. Денежные средства от продаж в евро в текущем квартале поступают на счет компании в течении 90 дней, т.е в конце следующего квартала.

Для упрощения ситуации допустим, что оплата гарантируется.

Компания продает промышленные изделия, используя в качестве основного источника сырья – алюминий. Следовательно, компания приобретает алюминий круглый год для поддержания производственного цикла и предпочитает не хеджировать цены на подобные закупки.

Компании также необходимо 80 млн долларов для финансирования инвестиций и, в связи с этим, она рассматривает вариант о выпуске облигаций со свободно плавающей ставкой на фондовом рынке США. Характеристики подобного выпуска: процентные ставки на уровне трехмесячных облигаций с погашением через 1 год. Выпуск облигаций будет произведен 01 октября года T. Для целей бюджетирования предполагается, что трехмесячные межбанковские процентные ставки в США останутся на уровне 3,3%.

Компания предполагает наличие следующих факторов риска:

- Валютный риск в результате продаж номинированных в евро

- Риск изменения цен на алюминий

- Процентный риск в связи с выпуском краткосрочных облигаций

Шаг 2. Выявление объектов, подверженных факторам риска

Здесь основная задача заключается в том, чтобы выявить количественную взаимосвязь между факторами риска и прибылью компании.

Наиболее простым подходом к созданию такой «Карты подверженности рискам» является предположение о том, что каждый компонент прибыли имеет прямую (линейную) зависимость от факторов рисков. Так, предполагается, в частности, что для различных изменений в курсах валют, будущие прибыли будут изменяться в соответствии с изменением ставок, по которым выручка в иностранной валюте конвертируется в собственную валюту.

Подверженность валютному риску в результате продаж номинированных в евро

Рассматриваемая компания предполагает, что обменные курсы, используемые в процессе бюджетирования будут выглядеть следующим образом:

  31 декабря, T 31 марта, Т+1 30 июня, Т+1 30 сентября, Т+1
Заложенные в бюджете обменные курсы EUR к USD 4 квартал текущего года 0,8668 1 квартал следующего года 0,8753 2 квартал следующего года 0,93 3 квартал следующего года 0,961

Планируемый уровень продаж в евро на соответствующие даты показаны в таблице

  31 декабря, T 31 марта, Т+1 30 июня, Т+1 30 сентября, Т+1
Продажи В тыс. EUR 4 квартал текущего года 14 970 1 квартал следующего года 14 980 2 квартал следующего года 15 050 3 квартал следующего года 15 100

Денежные потоки, генерируемые компанией в результате получения отсроченных платежей клиентов, номинированных в евро, показаны в табл ниже:

  31 декабря, T 31 марта, Т+1 30 июня, Т+1 30 сентября, Т+1
Денежные потоки В тыс. EUR 4 квартал текщуео года 15 000 (включая часть платежей, приходящихся на 3 квартал года Т) 1 квартал следующего года 14 970 2 квартал следующего года 14 980 3 квартал следующего года 15 050

Общая консолидированная выручка ( в тыс. USD), таким образом, может быть представлены в виде следующего уравнения:

= [1]

где - обменный курс EUR/USD на конец i-ого квартала со дня анализируемой даты

Поскольку компания также подвержена рискам, связанным с переводом счетов дебиторов, номинированных в евро (отсрочка платежа – 90 дней), компания должна отразить этот факт в уравнении, описывающим поступление денежных потоков. Следовательно убытки или прибыли (в тыс. USD), присущие подобным операциям на протяжении будущих 12 месяцев могут быть описаны следующим образом:

T = [2]

Где - значение обменного курса EUR/USD на анализируемую дату и составляющее 0,8011

Уравнения [1] и [2] иллюстрируют как изменение валютных курсов может воздействовать на выручку от номинированной в Евро выручки компании, обозначенной выше как , а также на денежный поток в форме прибыли/убытков от соответствующих операций перевода EUR в USD, обозначенное выше как T.

Риск и зменения цен на алюминий

Размер закупок алюминия, необходимый рассматриваемой компании для обеспечения производственных нужд в течении следующего года представлен в таблице:

  30 сентября, T 31 декабря, Т 31 марта, Т+1 30 июня, Т+1
Закупки алюминия В тоннах 3 квартал текущего года 15 800 4 квартал текущего года 15 810 2 квартал следующего года 15 850 3 квартал следующего года 15 780

Алюминий, закупленный в конце каждого приведенного квартала тратится в производственном цикле, а также отображается в виде расходной статьи в следующем квартале.

Таким образом, расходы по приобретению алюминия (S) в рассматриваемом году могут быть представлены в виде следующего уравнения:

S = [3]

Где - спот цена на алюминий на конец i-ого квартала с анализируемой даты,

а - спот цена на алюминий на анализируемую дату ($1 340 за тонну)

уравнение [3] показывает как будущие цены на алюминий могут воздействовать на затраты компании (S) по его приобретению в течение следующих 12 месяцев.

Процентный риск в связи с выпуском краткосрочных облигаций

Основной денежный поток компании по получению необходимых финансовых ресурсов с помощью выпуска займа (в USD) представлен в таблице

  30 октября, T 31 декабря, Т 31 марта, Т+1 30 июня, Т+1 30 сентября, Т+1
Закупки алюминия В тоннах 4 квартал текущего года 80 000 4 квартал текущего года 1 квартал следующего года 2 квартал следующего года 3 квартал следующего года (80 000)

Допустим, что ежемесячный процент уплачивается с задержкой, а купоны устанавливаются на основании преобладающих рыночных процентных ставок на 30 сентября и 31 декабря текущего года, также 31 марта и 30 июняследующего года. Поскольку значения купонных платежей устанавливаются за 90 дней до фактического платежа, процентные расходы компании (I) в тыс. USD будут выглядеть следующим образом:

[4]

где - трехмесячная ставка рефинансирования в США на анализируемую дату, составляющая 3,33%

- трехмесячная ставка рефинансирования в США на конец соответствующего квартала, начиная с анализируемой даты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: