Предмет и метод теории государства и права (предмет, методы ТГП- общенаучные, специальные частные, функции ТГП)

Оглавление

1. Предмет и метод теории государства и права. 2

2. Происхождение государства и права. 3

3. Государство: понятие, признаки, сущность, типология. 5

4. Функции государства. 6

5. Форма государства. 8

6. Механизм государства. 15

7. Государство в политической системе общества. 16

8. Правовое государство и гражданское общество. 17

9. Понятие и признаки права. Сущность права. Подходы к определению права. 18

10. Взаимосвязь государства и права. 20

11. Взаимодействие экономики, политики и права. 20

12. Принципы права: понятие, классификация, значение. 21

13. Функции права: понятие, признаки и виды. 22

14. Право в системе социальных норм.. 22

15. Понятие формы (источников) права и характеристика ее видов. 24

16. Правовое сознание и правовая культура. Правовое воспитание. 28

17. Правотворчество в российском обществе: понятие, принципы и основные виды. 31

18. Закон:понятия и виды. Соотношение права и закона. 32

19. Стадии законотворческой деятельности. 33

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий или этапов: 33

20. Законодательная техника: понятие и приемы.. 34

21. Нормы права. 35

22. Система права. 39

23. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.. 40

24. Правовые отношения. 42

25. Реализация права: понятие, формы. 46

26. Пробелы в праве и пути их преодоления. 48

27. Толкование норм права. 50

28. Понятие, признаки и виды правонарушений.Состав правонарушений. 51

29. Причина и условия правонарушений. 54

30.Понятия и функции юридической ответственности в российском обществе. Виды юрид.ответ-ти. 55

31. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству. 57

32. Законность:понятие и принципы.. 57

33. Типология основных правовых систем современности. Особенности российской правовой системы.. 58

Понятие, признаки и виды государственных органов. 59

Предмет теории государства и права: понятие и структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками. 60

Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 61


Предмет и метод теории государства и права (предмет, методы ТГП- общенаучные, специальные частные, функции ТГП)

Предмет теории государства и права образуют наиболее общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений (общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права). Теория государства и права, опираясь и на другие отрасли научного знания, формулирует научные законы, понятия, определения государственных и правовых явлений, что позволяет познать сущность последних, совершенствовать их в целях наиболее эффективного управления обществом.

Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются государство и право.

Общенаучные методы – это те, которые используются всеми (без исключения) науками. Это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания.– диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;– анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;– синтез – соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое);– индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);– дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам);– аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;– абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;– моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений;– восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др.

Специальные методы – это те, которые используются в нескольких науках.– системный – в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину;– сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития;– функциональный – метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функции; – статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;– математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;– конкретно-социологический – состоит в исследовании государства и права на основе фактических данныхи др.

Частнонаучные методы – это те, которые используются в конкретной науке.– сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.; правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;– правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений; формально-юридический – метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.).

Функции теории государства и права:

познавательная ( гносеологическая) – состоит в познании и констатации государственно-правовых явлений;

интерпретационная ( объяснительная) – заключается в объяснении всех элементов предмета теории государства и права;

эвристическая состоит в открытии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико-правовой науки;

методологическая проявляется в разработке коренных теоретических положений, которые направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках;

организационно-управленческая – сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства;

идеологическая состоит в разработке обобщенных взглядов на право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании;

прогностическа я – сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие политико-юридические явления;

воспитательная – заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина (теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право – это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья; она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества);

прикладная – связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой деятельности.

2. Происхождение государства и права (Государственность; неолитическая революция; виды соц-х норм первобыт.общ-ва: обычай, религ.нормы, мораль, мифология, табу, агрокалендари; отличие норм соц.права от норм перв.общ-ва; теории происх-я гос-ва: патрарх-ая, теоло-ая,насилия, договорная, материалист-ая псих-ая, органич-ая, инцеста, гидравлическся)

Государственность (это понятие охватывает и государство, и право) возникает на определенном этапе развития общества под влиянием определенных причин, имеющих объективный характер.

Процесс возникновения государственности связывается с так называемой неолитической революцией. Этим понятием обозначается переход от присваивающей к производящей экономике, то есть от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству, к широкому развитию производства металлических, керамических изделий (10-12 лет назад). Усложнение социальной жизни объективно потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции – руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооружений и др.), карательную и военную политику. Постепенно сформировался государственный аппарат, и стало возможным говорить об особой публичной власти,

Правила, которые регулировали поведение людей в первобытном обществе, выражались в обычаях, традициях, обрядах, мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени. Виды социальных норм первобытного общества: обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку; простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;– религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;– мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии; табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и др., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов;– агрокалендари – наиболее оптимальные правила ведения сельскохозяйственных работ (от всех других социальных норм первобытного общества отличались тем, что имели письменную форму). Основные способы образования права в первобытном обществе:– санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона; правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права (при возникновении новых общественных отношений, требующих правового регулирования). Отличие норм права от социальных норм первобытного общества 1) нормы права исходят от государства; социальные нормы первобытного общества – от рода (племени);2) нормы права обеспечиваются принудительной силой государства; социальные нормы первобытного общества – убеждением и принуждением всего рода (племени);3) нормы права закрепляются в специальных государственных актах (формах права); социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей;4) нормы права выражают государственную волю; социальные нормы первобытного общества выражают волю всего рода (племени);5) нормы права возникают одновременно с возникновением государства; социальные нормы первобытного общества возникают одновременно с появлением человека;6) нормы права динамичны (нестабильны); социальные нормы первобытного общества консервативны (стабильны).

Основные теории происхождения государства и права:

патриархальная (Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) – государство и право являются результатом исторического развития семьи, разрастающейся из поколения в поколение; власть короля берет свое начало непосредственно от Адама, монарх – отец своих подданных;

теологическая – (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флорэ) - государство и право созданы богом;

насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский) – государство и право всегда возникают в результате акта насилия; одно племя завоевывает другое и для того, чтобы держать в повиновении последнее, образуется государство и, соответственно, право;

договорная (Гоббс, Локк, Руссо, Гораций, Дидро) – государство и право покоятся на общественном договоре, на добровольном соглашении свободных людей;

материалистическая или марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин) – в результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять; появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей; возникают класс имущих и класс неимущих, между ними появляются антагонистические противоречия; отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих;

психологическая (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм) – происхождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики (люди в основной массе нуждаются в том, чтобы ими управляли; в то же время отдельные личности психологически настроены на руководство);

органическая (Спенсер, Блюнчли, Вормс) – государство и право являются произведением сил природы; люди объединяются под воздействием сил природы в единый организм – государство;

инцеста (Леви-Строс) – запрет инцеста (кровосмешения) является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства и права;

гидравлическая или ирригационная (Витфогель) – государство и право возникают из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (берега рек).

3. Государство: понятие, признаки, сущность, типология. (Гос-во; признаки гос-ва: организация полит. Власти, сувернитет, территория, налоги, легилизованное принуждение(насилие), факультативные признаки; сущность гос-ва; 2 подхода к определению сущности; типы гос-в: формационный и цивилизац-й подход(современ-е и традиц-е гос-ва)

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих внутренних и внешних функций.

Основные признаки государства:

организация политической власти – состоит в том, что эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; эта власть внешне и официально представляет все общество; цель этой власти – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей;

суверенитет – выражает единство и верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет) и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами (внешний суверенитет);

территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства; отделяется от территорий других государств государственной границей;

налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата;

легализованное принуждение (насилие ) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

К факультативным признакам государства относятся: армия, государственный язык, гимн, герб, флаг, памятные даты, правила обращения граждан (подданных) друг к другу и др.

Сущность государства – это организация политической власти (социальное назначение государства, а именно – регулирование общественных отношений, управление обществом).

К определению сущности государства выделяю два основных подхода: 1.Классовый подход основывается на материалистической теории происхождения государственности. Назначение государства здесь в том, чтобы с его помощью имущий класс подавлял класс неимущий (государство – это «машина» для подавления).

2. Общесоциальный подход основывается на теории правового государства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы. Назначение и обязанность государства – эти права и свободы соблюдать и охранять.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств

Типология гос-в:

Формационный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации Их 5: (первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческа я, феодальная, капиталистическая, социалистическая) и четыре типа государства соответственно: рабовладельческое (политическая власть находится в руках рабовладельцев); феодальное (политическая власть находится в руках феодалов); капиталистическое (политическая власть – у буржуазии); социалистическое (политическая власть выражает волю всего народа). Каждому типу государства соответствует тип права.

Формационный подход применим только к развитию европейских государств до начала 20 века.

Цивилизационный подход к типологии государства основан не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности (термин «цивилизация» -определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях).:цивилизациях древних и современных, о цивилизациях западных и восточных, о цивилизациях доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и др. Трактуют цивилизационный подход к типологии государства и с позиции соотношения государства и личности, различая при этом традиционные государства и современные (или конституционные) государства.

Традиционные государства – прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии, в которых народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Современные (конституционные) государства – буржуазные республики и конституционные монархии, в которых народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена конституцией, признаны и гарантированы права человека.

4. Функции государства. ( Функции гос-ва, классификация фун-й: внешние (эк, полит.,соц.,налог, эколог., охрана прав гражд.) и внутренние( оборона, поддерж.мирового порядка,миров.эк-ка, сотрудничество с др.гос-ми); формы реализации функций (правовая, организац-ая)

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед государством задач.

Функции – это то, чем занимается государство в различных сферах общественной жизни. В функциях конкретизируются сущность государства, его социальное назначение, то есть показано, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом.

Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Специфика же этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе

Функции государства, то есть характер и направления государственной деятельности, оказывают решающее влияние на структуру государственного аппарата. Функции государства при этом следует отличать от функций разнообразных государственных органов, специально созданных для определенного вида деятельности. Функции государства охватывают его деятельность в целом.

1. По длительность осуществления той или иной государственной деятельности: постоянные и временные функции государства;

2. по значению для сущности данного государства: основных и вспомогательных функциях и др.

3. по сфере государственной деятельности.: внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства ( помогают решать задачи внутреннего развития общества):

экономическая – направление деятельности государства в сфере экономики – выработка экономической политики; планирование; управление государственными предприятиями; установление правовых основ рынка и ценовой политики; пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей;

политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах;

социальная – состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства (в том числе поддержка отдельных социальных групп);

налогообложения и финансового контроля – состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей;

экологическая – состоит в обеспечении экологического благополучия граждан, их экологической безопасности;

охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка – состоит в признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных ценностей.

Внешние функции государства (основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами):

обороны – состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств;

поддержания мирового правопорядка – состоит в сохранении мира, предотвращения войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов;

интеграции в мировую экономику – состоит в реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику;

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: