Признаки, имеющие значение для квалификации преступления

(Например, возраст лица – 4; наличие у лица судимости, дающей рецидив – 3; наличие у лица постоянного места жительства – 2; совершения преступления в дневное (ночное) время суток - 1).

Границы этих групп признаков можно изобразить в виде окружностей, последняя из которых имеет наименьший диаметр (рис. 1).

2. Для того чтобы квалифицировать совершенное преступление, недостаточно установить его признаки; необходимо также определить, предусмотрено ли совершенное деяние уголовным законом, подпадает ли оно под норму Особенной части УК. Для этого необходимо сопоставить признаки совершенного деяния с теми признаками, которые описаны в уголовно-правовой норме.

Правовая норма, если ее рассматривать с точки зрения философских категорий, содержит общее понятие.

Под общим в философии понимается объективно существующая повторяемость черт, свойств, признаков единичных предметов и явлений объективной действительности, сходство отношении, связей между ними. В общем понятии отражается закономерность, свойственная объективной действительности.

Когда конструируется норма, предусматривающая признаки кого-либо преступления (например, кражи), в ней закрепляются, фиксируются в обобщенной форме наиболее существенные признаки всех общественно опасных деяний данного вида (характеризуемых законом как кражи). В результате понятие кражи как "тайного хищения чужого имущества" распространяется на любое общественно опасное деяние, имеющее признаки ст. 158 УК.

Общее понятие представляет собой абстракцию. Уголовно-правовая норма не может содержать (и не содержит) всю массу разнообразных признаков, характерных для каждого конкретного преступления. Уголовно-правовая норма предусматривает только некоторые признаки соответствующего преступления, абстрагируясь, отвлекаясь от других его признаков и свойств. Статья 158 УК, например, не говорит ни о "цвете волос" преступника, ни даже о некоторых обстоятельствах, имеющих юридическое значение (например, о свойствах личности преступника).

Однако это вовсе не означает, что общее понятие более поверхностно, чем единичное. Дело в том, что оно содержит не случайный подбор признаков, а выделяет такие из них, которые вскрывают сущность явления, дают возможность раскрыть кроющуюся за этим явлением объективную закономерность реальной действительности. Образование общих понятий углубляет познание объективной действительности, позволяет осмыслить наиболее существенные связи и закономерности природы и общественной жизни.

Глубокое изучение общественной практики, в частности проведение криминологических исследований, дает возможность выявлять общественно вредные процессы и явления и предусматривать меры борьбы с ними, в том числе и путем создания норм уголовного законодательства. Опасные для общества формы поведения людей фиксируются в уголовно-правовых нормах, и соответствующие действия признаются преступными и уголовно наказуемыми. При этом закон отражает объективные свойства таких поступков людей. "Законодатель же, — писал Маркс, — должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений".

Философия четко определяет соотношение единичного и общего. Общее реально существует, но не само по себе, не самостоятельно, а в конкретных, единичных явлениях.

Если с этой точки зрения рассмотреть правовую норму, то нетрудно понять, что закрепленные в ней признаки деяния могут встретиться в реальной действительности, в жизни не сами по себе, а лишь как признаки конкретных преступлений. Не существует, например, кражи, как таковой, но есть разные случаи краж, совершаемых в различных условиях места и времени.

Учитывая эти соображения, не следует вместе с тем отрицать известное самостоятельное значение общих понятий как логических категорий. Возникновение и развитие общественного сознания привело к появлению человеческой культуры, которая закрепляет в специфически присущих ей формах социально-обусловленные образцы поведения, ценности, нормы, институты и т. д. В ходе исторического развития некоторые общие понятия, категории, а также теории и научные системы стали приобретать относительно самостоятельное значение как элементы общественного сознания и общественного бытия, как продукты духовного и материального производства, в свою очередь влияющие на поведение человека.

Рассматривая с этой точки зрения правовую норму, можно сказать, что как элемент правовой надстройки и социальная ценность она также существует в объективной действительности. Представляя собой явление общественного сознания, правовая норма может быть закреплена в материализованной форме, например, записана в Уголовном кодексе. Ее соотношение с реальным преступлением выглядит так же, как соотношение чертежа и настоящего здания, на нем изображенного. Чертеж существует в действительности, но это лишь представление о доме, закрепленное на бумаге. Это обстоятельство не умаляет значения чертежа, так как именно по чертежу строится дом. Так и правовая норма, закрепляющая признаки того или иного вида преступления, служит основанием для наступления правовых последствий, но само преступление совершается не только в представлении человека, а в реальной действительности.

Уголовно-правовая норма может содержать понятия разных степеней абстракции. Например, понятие кражи, содержащееся в ст. 158 УК, можно считать абстракцией первой, самой низкой степени. Более высокая степень абстракции — понятие хищения чужого имущества (в действующем УК оно упоминается в примечании 1 к ст. 158). Это понятие охватывает как кражу, так и грабеж. Еще более высокая степень — общее понятие преступления против собственности граждан (гл. 21 УК). Наконец, наивысшая степень абстракции применительно к рассматриваемому вопросу — понятие преступления, содержащееся в ст. 14 УК.

4. Относительная самостоятельность категории общего дает возможность конструировать нормы, в том числе и правовые; взаимосвязь же общего и единичного является философской основой их применения1.

В самом деле, если считать общее и единичное самостоятельными сущностями, не связанными между собой, то единичное нельзя подводить под общее и делать на этом основании правовые выводы. Признание же того, что общее существует в отдельном, единичном, дает теоретическую базу для установления совпадения соответствующих признаков при применении закона. Этим и объясняется содержание процесса квалификации: он состоит в сопоставлении конкретного и абстрактного, единичного и общего — фактических обстоятельств дела и правовой нормы, — с тем чтобы прийти к выводу, какая правовая норма предусматривает данный конкретный случай.

Подводя совершенное деяние под правовую норму, мы устанавливаем, что государственно-правовая оценка соответствующих явлений относится и к данному случаю. Следовательно, имеются все основания для наступления тех правовых последствий, которые предусмотрены в законе.

______________

1 С философской точки зрения можно было бы рассматривать конкретное преступление, норму Особенной части УК и общее понятие преступления в плане соотношения единичного, особенного и общего. Другими словами, можно в наше изложение ввести также понятие "особенное". Однако этот промежуточный термин принципиально не вносит ничего нового, так как "особенное", в свою очередь, выступает в одной связи явлений как общее, а другой — как единичное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: