критерий | Вид партии |
По отношению к закону | Легальная (законная) и нелегальная |
По отношению к власти | Правящая и оппозиционная |
По отношению к существующим порядкам | - Консервативная, или правая (выступает за сохранение существующих порядков); - реформистская, или центристская (выступает за реформы); - радикальная, или левая, т.е. революционная |
По численности | Массовая и кадровая (состоит из небольшого числа авторитетных политиков) |
Процесс формирования многопартийности в России начался в 1986 - 1990 г.г. В это время возникли массовые политические движения с собственными программами.
В 1990 г. вступил в силу закон СССР «Об общественных объединениях», на основании которого началась официальная регистрация партий.
Многопартийность как принцип государственности была закреплена в Конституции 1993 г.
В 2000 -е г.г. был принят и позднее дополнен новый закон о политических партиях. Согласно этим законам для регистрации партия должна:
1) иметь в своем составе не менее 50 тыс. членов;
|
|
2) иметь отделения не менее чем в половине субъектов федерации;
3) руководящие органы партии должны находиться на территории РФ.
Закон запрещает создание партий, целью которых является насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности страны, разжигание расовой, национальной или религиозной розни.
В 2003 г. на выборах в Государственную думу (парламент) России победила партия «Единая Россия», поддерживающая курс президента страны. Эта партия превратилась в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает серьезное влияние на курс правительства.
В парламенте представлены и другие влиятельные партии:
- КПРФ (коммунисты, находятся в оппозиции);
- ЛДПР (либеральные демократы во главе с Жириновским);
- «Справедливая Россия» (поддерживает президента).
ТЕМА 9. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Большую роль в политической жизни играет сегодня массовая коммуникация, т.е. воздействие на общество при помощи передачи информации.
Основным инструментом здесь являются СМИ - пресса, радио, телевидение, кино, аудио- и видеозаписи, реклама и т.п.
СМИ должны отвечать трем условиям:
1) периодичность;
2) общедоступность;
3) массовость аудитории.
Особо важным средством передачи информации стал сегодня Интернет, способный мгновенно доставлять в любую часть планеты текст, звук, изображения. Формально, по закону РФ «О СМИ», Интернет к СМИ не относится.
СМИ предлагают особый товар - информацию и выполняют в обществе три функции:
1) информационную - предоставление текущей информации по всем вопросам;
2) регулирующую - это формирование общественного мнения и его контроль. СМИ обладают огромным влиянием на общество. Из-за этого прессу называют «четвертой властью», хотя у нее нет ресурсов, которыми обладают законодательная, исполнительная и судебная власти.