Неценовые факторы предложения

К неценовым факторам предложения относятся те обстоятельства, которые изменяют его величину, но не связаны с ценой того товара, о поставках которого идет речь. Воздействие неценовых факторов на величину предложения, в отличие от цены поставляемого объекта, иллюстрируется не путем перемещения по кривой предложения (вправо вверх, когда цена растет, и влево вниз, когда цена падает).

К числу неценовых факторов относятся следующие:

1. Изменение цен на ресурсы. Когда повышаются цены на предметы и средства труда, растет зарплата, арендная плата или ставки процента по займам, тогда увеличиваются затраты по производству и сбыту, а при прочих равных условиях — снижаются доходы продавцов и их заинтересованность. Вследствие этого предложение товаров может сокращаться. Обратное наблюдается, если цены на ресурсы падают. Однако многое зависит от степени изменения цен на них, ибо незначительные перемены вряд ли повлияют на предложение. В 90-е годы в СНГ спад отечественного производства и предложения в значительной мере объяснялся опережающим ростом цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, услуги транспорта и связи общего пользования.

2. Технологические сдвиги. Технологический прогресс часто вызывает снижение затрат на единицу продукции, что при прочих равных условиях повышает доходы ее продавцов и стимулирует рост предложения. Иногда встречаются казусы технологического регресса, которые могут увеличить издержки на единицу продукции и соответственно снизить ее доходность и предложение. Тут, разумеется, тоже многое зависит от степени прогресса или регресса.

3. Изменение налогов. Поставщики рассматривают налоги в качестве затрат, ибо в их виде они отдают часть выручки государству. Поэтому, если налоги повышаются, стимулы к предложению снижаются.

4. Изменение дотаций и субсидий. Получатели дотаций, если ими являются производители и посредники (например, фермеры, городской транспорт и др.), рассматривают их в качестве налогов наоборот, т. е. налогов с отрицательным знаком. Увеличение субсидий поставщикам или введение их новых форм стимулирует предложение. И, напротив, при ликвидации или уменьшении прежних субсидий ограничиваются, а иногда даже подрываются возможности осуществления производства и предложения в тех объемах, какие еще недавно были экономически выгодны.

5. Изменение численности продавцов. Чем больше поставщиков, тем (при неизменности остальных обстоятельств) выше предложение. И напротив, чем их меньше, тем ниже предложение.

6. Изменение цен на продукты-субституты. Снижение цен на товары-заменители увеличивает доходность других товаров, цены на которые остались прежними, что способно увеличить предложение последних. Например, если цены на сливочное масло упали, то для продавцов выгоднее поставлять маргарин. Если цены на него не изменились, хотя его в данном случае будет труднее сбыть. Напротив, возрастание цен на товары-субституты делает менее выгодным для продавцов (не для покупателей) предложение других товаров, на которые цены не поднялись. Действие данного неценового фактора предложения очень зыбко, ибо цена товаров-заменителей воздействует одновременно и на предложение, и на спрос в отношении других товаров.

7. Ожидание продавцов по поводу цен на их товар в будущем. Когда поставщик ожидает, что в будущем цены на его продукцию поднимутся, тогда он или задерживает реализацию сегодня, чтобы продать завтра, или начинает наращивать производственные мощности для усиления позиций на рынке. Напротив, если продавцы ожидают снижения цен на их продукцию в будущем, они стремятся сбыть как можно больше сегодня, а иногда даже пытаются уменьшить свои производственные мощности или переключиться на предложение другой продукции, падения цен на которую не ожидается. Многое зависит от достоверности ожиданий и от степени ожидаемого изменения цен в будущем.

Как цена реализации, так и неценовые факторы воздействуют на предложение с различной интенсивностью. Степень их влияния фиксируется в эластичности предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: