Рыночное ценообразование и закон стоимости

Рыночные цены объективно имеют нижнюю границу – они не могут быть ниже издержек производства.

Каждый производитель рассчитывает получить в обмене эквивалент своих затрат, при этом разные производители производят свой товар с разными затратами, но на рынке они вынуждены продать свой товар по одной и той же рыночной цене. Рыночная цена признает не индивидуальные, а общественно-необходимые затраты или стоимость товара, которые представляют собой средние затраты большинства товаропроизводителей, работающих на данный рынок. Таким образом, каждому товаропроизводителю, который стремится получить эквивалент своих затрат, в процессе обмена приходится корректировать и соизмерять свои индивидуальные затраты с общественно-необходимыми.

Устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения между производителями по поводу соизмерения индивидуальных затрат с общественно-необходимыми представляет собой закон стоимости, который является основным регулятором товарного пргоизводства, а значит, и рыночной экономики. Закон стоимости регулирует не только отношения обмена, но и само производство, т.к. побуждает производителей снижать индивидуальные издержки ниже общественно-необходимых.

Закон стоимости непосредственно связан с законами спроса и предложения. Как только равновесие спроса и предложения нарушается, происходит отклонение цен от стоимостей. Другими словами, закон стоимости проявляется через механизм рыночного ценообразования и постоянного отклонения цен товаров от их стоимостей. Причем это отклонение в масштабах национальной экономики полностью уравновешивается так, что сумма цен товаров всегда оказывается равной сумме их стоимостей, поскольку суммированный результат общественного производства всегда равен суммарным затратам общественного труда.

Закон стоимости действует только в условиях рыночной экономики и только через механизм свободного рыночного ценообразования. Любые ограничения рыночных механизмов ведут к нарушению закона стоимости и делают возможной установку цен, постоянно отклоняющихся от стоимостей, а значит, создает условия для постоянного перераспределения дохода в пользу отдельных субъектов национальной экономики.

В современной рыночной экономике сфера действия законов стоимости и рыночных механизмов ценообразования весьма ограничена по следующим причинам.

· В современной экономике очень сильные экономические позиции занимают монополии, а любая монополия позволяет полностью контролировать уровень цен и объем продаж, если не установлены какие-то правовые и социальные ограничения и контроль за монополиями.

· В современной экономике создана мощная система государственного контроля и регулирования цен, которая прямо ограничивает механизмы свободного рыночного ценообразования.

· Вне сферы действия закона стоимости находится ценообразование на объекты, которые не могут быть воспроизведены обычным порядком и цены, которые устанавливаются по принципу капитализации дохода (земля, ценные бумаги, кредитные ресурсы, патенты, лицензии).

· Товары абсолютно неэластичного спроса и предложения, объем покупок и поставок которых не может меняться, и которые обладают уникальными свойствами, также выпадают из сферы действия закона стоимости. Ценообразование здесь складывается исключительно на основании соотношения спроса и предложения на данный товар в данный конкретный момент, а купля-продажа таких товаров, как правило, организуется в форме аукционов, конкурсов и т.д.

Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения. Как правило спрос формирует предложение. Идеальный вариант спрос равен предложению. В случае нарушения возникает дефицит. Если спрос больше чем предложение, то есть хотят купить больше чем производиться, то разница между спросом и предложением будет называться дефицитом. Причины нарушения рыночного равновесия. 1. Монополии. 2. Государство.

1. Монополист полностью завладел рынком данного товара. Монополизировал все ресурсы для производства. Производит сколько хочет, ставит цену какую хочет. Спрос все равно будет. Отсюда дефицит.

2. Формирование цен государственными органами. К примеру государство ставит ограничение на цену продукта на хлеб, к примеру 5 рублей, производителю не выгодно по такой цене производить продукт, так как затраты к примеру 8 рублей, если он будет работать при таких условиях и дальше, то он будет работать себе в убыток. Он закрывается. Товара меньше. А спрос тот же самый. Спрос больше предложения - дефицит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: