Техническое регулирование предпринимательской деятельности

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правила технического регулирования предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"- *(источник № 230) (далее - Закон о техническом регулировании). С принятием данного Закона началось реформирование системы стандартизации и сертификации продукции и услуг, действовавшей в России в течение длительного времени. С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании Законы РФ от 10 июля 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" и N 5151-I "О сертификации продукции и услуг"- *(источник № 231) прекратили свое действие. Техническое регулирование охватывает три области отношений и определяется Законом как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Тех. регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами: - применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствия технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития; - незавᴎϲимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - единой системы и правил аккредитации; - единства применения требований технических регламентов незавᴎϲимо от видов или особенностей сделок; - недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимости совмещения полномочий органа гос. контроля (надзора) и органа по сертификации; - недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; - недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Радикальные изменения произошли прежде всего в области установления обязательных государственных требований предпринимательской деятельности. Взамен разрозненных требований, предъявляемых к отдельным видам безопасности товаров и содержащихся в различных нормативных актах, в Законе о техническом регулировании установлена система требований, предъявляемых к товарам и иным объектам для обеспечения их безопасности. Безопасность продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Законом как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, гос. или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

40.Стандарстизация понятие и цели. Документы в области стандарстизации

Стандартизация определяется как деятельность по установлению правил и характерᴎϲтик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. В отличие от ранее действовавшего законодательства применение стандартов является добровольным. Стандарты не должны противоречить техническим регламентам. Как указывалось, технические регламенты устанавливают минимально необходимые обязательные требования, обеспечивающие различного рода безопасность объекта технического регулирования. Целями же стандартизации является повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Целями стандартизации являются также повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статᴎϲтических данных; взаимозаменяемость продукции. Осуществление стандартизации не должно создавать препятствия производству и обращению продукции в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных целей стандартизации.

Законом предусмотрены четыре вида документов по стандартизации:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации, т.е. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется, как и уведомление о разработке технического регламента, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме составляет перечень полученных замечаний с кратким изложением их содержания и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется в том же издании и порядке, что и уведомление о его разработке.

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, привила стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия составляет Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, являющийся государственным информационным ресурсом. Порядок его создания и ведения, а также правила пользования им устанавливает Правительство РФ- *(источник № 237). Заинтересованным лицам должен быть обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам, за исключением случаев когда доступ ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны. Коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц могут разрабатывать и самостоятельно утверждать исходя из необходимости их применения стандарты.

Стандарты организаций разрабатываются для целей стандартизации, установленных законом, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

40. Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандарты не должны противоречить техническим регламентам.

Цели стандартизации – повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований и измерений; взаимозаменяемость продукции.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: гос. стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в РФ применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Подтверждение соответствия товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, в редакции Постановлений от 20 октября 1998 г. N 1222, от 2 октября 1999 г. N 1104) продавец имеет право доводить до сведения информацию о подтверждении соответствия продукции устан-м требованиям одним из следующих документов:

- сертификатом или декларацией соответствия;

- копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертиф-та, нотариусом или органом по сертиф-ции товаров, выдавшим серт-кат;

- товарно - сопровод-ми док-ми, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (№ сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный № декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарег-вший) и заверенными подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и тел.

Виды документов по стандартизации:

1) национальные стандарты (утверждаются национальным органом РФ по стандартизации – ФА по техническому регулированию и метрологии

2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3) применяемые в установленном порядке классификации – общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4) стандарты организаций (разрабатываются для целей стандартизации, установленных законом, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, для распространения и использования полученных результатов исследований, измерений и разработок).

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы – национальная система стандартизации (подлежат опубликованию) (ФА по техническому регулированию и метрологии разрабатывает и утверждает Программу разработки национальных стандартов).

Порядок разработки проекта национального стандарта (разработчик – любое лицо; уведомление о разработке направляется в ФА по техническому регулированию и метрологии и публикуется; разработчик проводит публичное обсуждение проекта, дорабатывает его с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц; срок публичного обсуждения (не менее 2 месяцев); уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется; проект национального стандарта представляется в технический комитет, организующий проведение экспертизы проекта и готовящий мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта; предложение направляется в ФА по техническому регулированию и метрологии, принимающей решение об утверждении или отклонении проекта).

41.т сертификация — это комплекс действий, проводимых с целью подтверждения соответствия определенным нормам ГОСТ и других нормативных документов.

Согласно российскому законодательству соответствие товара определенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия. Обязательная сертификация в нашей стране осуществляется с 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «Осертификации продукции и услуг».

Предметом сертификации является продукция, предназначенная для реализации на товарном рынке РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, перечень показателей качества, обеспечивающих функциональное использование данной продукции, а также показателей, которые обеспечивают ее безопасность, утверждаются Правительством РФ. Кроме продукции объектами сертификации могут быть услуги, персонал, рабочие места и др.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства и т.д. требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях (удостоверения соответствия; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения их конкурентоспособности; создания условий для свободного перемещения товаров по территории РФ).

Виды подтверждения соответствия:

1) Добровольное подтверждение соответствия – в форме добровольной сертификации осуществляется по инициативе заявителя (может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора).

Система добровольной сертификации (может быть создана ю/л, ИП или несколькими ю/л, ИП; может предусматриваться применение знака соответствия; может быть зарегистрирована ФА по техническому регулированию и метрологии).

2) Обязательное (проводится только в случаях, установленных техническими регламентами, и исключительно на соответствие требований технических регламентов) осуществляется в 2 формах:

а) Декларирование соответствия (принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств или на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны – органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории).

б) Обязательна сертификация (осуществляется органом по сертификации на основе договора с заявителем; соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия; срок действия сертификата определяется регламентом).

42. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

· Уровня потребительского спроса на продукцию;

· Эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

· Возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

· Мер государственного ценообразования;

· Уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и других факторов.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

Согласно статье 71 (пункт ж) Конституции РФ, основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. В настоящий момент нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

· Свободными – цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;

· Регулируемыми – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Различают цены:

· Контролируемые – установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;

· Неконтролируемые – в основном свободные цены;

Существует деление цен на:

· Оптовые

· Розничные

· По территории действия цены классифицируют:

· Внутригосударственные – определяются законодательством РФ;

· Мировые – устанавливаются на основе данных биржевых котировок;

По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют:

· Временные – в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;

· Установленные без ограничения срока их применения -

Тариф (в переводе с французского «система ставок, по которым взимается плата за услуги») – понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг.

ГК РФ (пункт 1 статьи 424) – норма, базирующаяся на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом: «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

НК РФ (статья 40) определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

КоАП РФ (статья 14.6) – нарушение порядка ценообразования.

ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в РФ». Им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов в этой сфере.

ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ дает определение (статья 4) необоснованно высокой цены финансовой услуги, необоснованно низкой цены финансовой услуги – цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию; также (статья 6, 7) монопольно высокой и монопольно низкой цены товара.

ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 (в редакции от 29.12.2006) в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий называет (статья 6) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные НПА. Ими определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика:

· Указ Президента РФ от 28.02.1995 (в редакции от 08.04.2003) №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

· ПП РФ от 07.03.1995 (в редакции от 07.04.2007) №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.

ПП РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время утверждены три перечня:

· Перечень продукции, товаров, услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют ПП РФ и федеральные органы исполнительной власти (например, продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и другие);

· Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (например, газ, реализуемый населению; твердое топливо, керосин, реализуемые населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и другие);

· Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительному власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другие).

Государственное регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами.

ПП РФ от 30.06.2004 №332 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам (ФСТ)»:

ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов

43. Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и ПД. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере ПД – система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении ПД.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

Отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

· органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

· в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

· органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах*(426).

Объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль (например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др).

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов:

· контроль Президента РФ;

· контроль органов законодательной (представительной) власти;

· контроль органов исполнительной власти;

· контроль органов судебной власти.

Значение налогового контроля для ПД огромно – основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Согласно ст. 15 Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие ФЗ от 08.08.2001 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)", который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Предмет действия названного Закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определение которого содержится в Законе и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных ФЗ или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

44. Монопол-я деят-ть - противоречащие антимонопольному законод-ву действия (бездействие) хоз-щих субъектов или федеральных органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Классификация: *В зависимости от формы проявления - договорный и внедоговорный виды моноп-й деят-ти.

*По кол-ву участников монопол-ой деятельности - индивидуальная и коллективная антиконкурентная практика.

В зависимости от субъектного состава ее участников - здесь различают монополист-ую деятельность хоз-щих субъектов и монополи-кую деятельность гос. органов и органов местного самоуправления.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948-1 (в редакции от 26.07.2006);

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида ТОВАРОВ. Коллективная монополистическая деятельност ь проявляется в заключении соглашений.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

45. Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением.

Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения само по себе не является нарушением. Нарушением является злоупотребление доминирующим положением.. Помимо поименованных в Законе о защите конкуренции видов нарушений к злоупотреблению доминирующим положением могут относиться и иные нарушения, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В п. 1 ст. 10 Закона указаны наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно
низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара,

6) экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: