Наглядно-образная форма фиксации. Фотография

Места, где эксгумируются останки, или изымаются наиболее значимые находки, следует фотографировать. К каждому Протоколу эксгумации должны прилагаться фототаблицы.

В настоящее время цифровая фотография, обладая целым рядом очевидных преимуществ, повсеместно вытесняет традиционную фотосъемку. При проведении полевых эксгумационных работ применяется только цифровая фотография.

Прежде всего на месте работ производится ориентирующая съемка. Она должна давать представление о расположении места работ на местности. Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его обстановку. Для привязки к местности нужно включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры, характерные приметы данного места, пути подхода к нему. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места работ относительно дорог, мостов, и т.п. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от местных условий. Иногда приходится запечатлевать большие пространства, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.

Панорамирование оптимально при фиксации длинных объектов в достаточно крупном масштабе, а также тогда, когда фотографируемые предметы не входят в кадр и нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом снимков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.

Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автомагистрали, труп. При съемке круговой панорамы фотографировать следует с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку с градуированной шкалой.

Запечатлевая панораму, в каждый последующий кадр следует включать 10 - 15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорам-ной съемке нужно производить в ручную с обязательным использованием шкалы глубин резко-сти без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.

Обзорная съемка запечатлевает общий вид места эксгумации до начала работ, после за-чистки каждого слоя останков и по окончании эксгумации. Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором - с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места эксгумации включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.

Узловая съемка необходима для фиксации наиболее важных выявляемых объектов вместе с окружающей их материальной обстановкой: самих останков и важнейших находок в месте их обнаружения вместе с окружающими их, сопутствующими им объектами.

В случае необходимости из подручных материалов могут быть изготовлены специальные цифровые таблички. Последние фиксируются на фотоснимке рядом с определенными предметами для облегчения их опознавания. Применение табличек, их номера и предметы, которые они маркировали, фиксируются в Протоколе эксгумации.

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных предметов и деталей (например, капсул медальонов, оружия, личных вещей, пулевых отверстий на трупе и т.д.). При детальной съемке фотографируемый предмет должен занимать все поле кадра. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки.

Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость устанавливать по снимкам размеры объектов и расстояния между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности транспортных происшествий. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. Наиболее распространена метрическая съемка с линейным масштабом.

Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена строго перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать полезную площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежа-щим рядом.

При фотофиксации хода и результатов эксгумационных работ не желательно включать в кадр участников эксгумации и других лиц, а также различные посторонние предметы, если только это не вызывается настоятельной необходимостью.

Фотосъемка останков включает обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, раскопа. Затем производят узловую съемку. При этом важно точно передать позу трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. В случае необходимости следует сделать линейную панораму из 2-3 кадров. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. При этом оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна средней оси трупа.

Фотографирование предметов проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем - детальной. В последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеется максимальное количество характерных признаков.

Необходимо делать восемь снимков черепа: анфас, правый и левый профиль, левый полупрофиль, фото сверху, запечатлевающее черепные швы, фотографии зубного аппарата верхней и нижней челюсти. Анфас, профили и полупрофили (3/4 поворота лица) традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности (расстояние между центральными точками глазниц на снимках должно составлять 1 см). Черепные швы и зубной аппарат следует фиксировать по правилам метрической съемки с линейным масштабом. При этом следует строго следить за тем, что-бы оптическая ось объектива была перпендикулярна линейке и запечатлеваемому объекту. Фон должен быть однородного светло-серого (оливкового и т.п. нейтрального) цвета.

Обязательному фотографированию подлежат все изымаемые при эксгумации предметы: личные опознавательные знаки военнослужащих и иные документы, именные (номерные) вещи, предметы, имеющие индивидуальные признаки, ценные и примечательные находки. Данные предметы фотографируются узловой съемкой на месте обнаружения, затем отдельно детально с масштабом.

После извлечения из капсулы вкладыша с личными данными военнослужащего, он фотографируется детально с масштабом в расправленном виде с обеих сторон, независимо от наличия и читаемости текста.

Съемка плоскостных объектов (в частности, вкладышей медальонов) называется репродукционной съемкой. При репродукционной съемке освещение устанавливается, как правило, с двух противоположных сторон под углом 30 - 50°, чтобы основная часть отразившихся лучей не попадала в объектив.

При фотосъемке объемных предметов также используется двустороннее освещение, но при этом один источник света, получивший название рисующего, является основой всего освещения, выявляет форму и детали объекта, а другой источник - в 2-3 раза меньшей освещенности - несколько высветляет затемненные участки изображения (выравнивающий свет). Для выравнивания теней вместо дополнительных источников света могут использоваться белые отражательные экраны. Для устранения общей тени, отбрасываемой объектом съемки, рекомендуется размещать его на расстоянии от фона, поместив, например, на прозрачное стекло. Для придания наглядности форме объекта, можно использовать фоновое освещение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: