Потребность в оборотных средствах зависит от множества факторов: объемов производства и реализации; характера деятельности предприятия; длительности производственного цикла; видов и структуры потребляемого сырья; темпов роста объемов производства и т.п.
Точный расчет потребности предприятия в оборотных средствах следует вести из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и сфере обращения.
Время пребывания оборотных средств в сфере производства охватывает период, в течение которого оборотные средства пребывают в состоянии запасов и в виде незавершенного производства.
Время пребывания оборотных средств в сфере обращения охватывает период пребывания их в форме остатков нереализованной продукции, в виде отгруженной, но еще не оплаченной продукции, дебиторской задолженности, в виде денежных средств, находящихся в кассе предприятия, на счетах в банках.
Чем выше скорость оборота (суммарное время пребывания в сфере производства и обращения), тем меньше потребность в оборотных средствах.
|
|
Для этого используется три метода: аналитический, коэффициентный и метод прямого счета.
Сущность аналитического, или опытно-статистического метода состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.
При коэффициентном методе в норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объемов производства и на ускорение оборачиваемости.
Метод прямого счета предусматривает расчет запасов по каждому элементу. Метод используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующего предприятия.
Норматив производственных запасов зависит от среднесуточного потребления сырья, материалов топлива и нормы запаса в днях:
где Рс – среднесуточное потребление данного вида сырья или материалов (в рублях); Тдн – норма запаса в днях.
51. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
Дебиторская задолженность- задолженность данной организации. Кредиторская задолженность - задолженность данной организации другим.
Причины ДЗ: нет денег, очерёдность выплат, недовольство.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании. Управление ДЗ: определение политики, анализ покупателей с тз платёжеспособности, анализ задолженности с тз времени возникновения, контроль, определение приёмов ускорения, прогноз поступления средств (учетом коэффициентов инкассации - доля оплаты ранее отгруженной продукции в текущий период)
|
|
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение, рейтинговая инфа. Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью.
Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.
Метод борьбы – жёсткие штрафные санкции в условиях договора, арбитражка, запугивание, факторинг, персональная ответственность менеджера, отказ последующего обслуживания, предоплата, оценка финположения клиента, скидки.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента.
Дебиторская задолженность снижает коэффициент покрытия (способность фирмы погасить свои краткосрочные задолженности).
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.
52. Функции маркетинга на предприятии. Управление маркетинговой деятельностью на предприятии
Маркетинг – набор методов и способов воздействия на рынок; управление процессом продвижения объекта в рыночных условиях.
Функции маркетинга: аналитика, планирование, орг-я, мотивация, контроль
1. Исследования – сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам марк-й деятельности. Ф-я через информацию связывает маркетологов с элементами вне \вну (производственно сбытовые возможности компании) среды. Проблема – план – исследование – интерпритация.
3 стратегии ассортимента-агрегация, концентрация, для каждого свой.
Инфа для исследований: первичная, вторичная, синдикативная (агенствами для нескольких подписчиков)
2. Сегментация – разделение рынка на группы покупателей
3. Позиционирование – позиция на конкретном сегменте
4. Планирование – постановка целей, выбор стратегий, тактика
Планирование: сверху-вниз, снизу-вверх, цели вниз-пан вверх
Планирование комплекса маркетинга: продукт, цена, место, продвижение.
5. Организация м-га – решение оргвопросов осуществления маркетинговой деятельности: оргструктура, подбор персонала, распределение задач…
6. Контроль – измерение и оценка результатов: годовых планов, прибыльности, эффективности, стратегический
7. Ценообразование
8. Доведение продукта до потребителя – деятельность по доведению продукта до потребителя.
9. Продвижение – совок. Действий по доведению информации о достоинствах продукта
10. Разработка нового продукта
Маркетиноговая деятельность
1. Выбор цели и стратегии м-га
2. Разработка м-го плана – составная часть бизнес плана
3. Разработка бюджета
4. Организация м-й деятельности – построение структуры, подбор специалистов, распределение задач, создание условий, взаимодействия с другими подразделениями.
|
|
Разновидности: функциональная, продуктовая, ф-п, географическая, рыночная.
5. Контроль
Цели, стоящие перед маркетингом, — отправная точка создания условий прибыльного предпринимательства.
Маркетинговая служба должна предоставлять информацию о:
Положение товара
Отношение фактического покупателя к товару
Отношение потенциально возможных потребителей
Эффективность воздействия на покупателя используемых форм
Действия конкурентов
Важными принципами маркетинга являются:
· принцип рыночной ориентации, т.е. производить исключительно то, что необходимо обществу, и не пытаться продавать то, что уже произвели;
· принцип единства стратегии маркетинга и тактики ее выполнения через соблюдение четкой последовательности пооперационного маркетинга в рамках организованных исследований рыночной потребности, разработки маркетинговых программ до реального их исполнения в соответствии с корпоративной миссией;
· принцип организационного поведения через качество исполнения принятых стратегий маркетинговой деятельности; создание надежной системы товародвижения; профилактики предпринимательского риска с учетом сервисного потенциала и корпоративной культуры.
· принцип прибыльности и эффективности с выделением оценки конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства;
· принцип социальной ориентации в целях своевременного формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе, его гармоничного развития.
53. Договорные отношения в менеджменте. Структура договора (на примере сделки любого типа)
Договор – форма закрепления партнёрских связей (поставщики, покупатели). Фиксируется предмет договора, права и обязанности. – соглашение лиц, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
Существенные условия договора.
1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
|
|
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договор купли-продажи. Структура:
преамбула (названия, место, время, стороны),
Общая часть
Специальные условия: предмет договора, срок поставки, колво, качво, цена (+баз условия), форма платежа (чек, депозит, вексель, аккредитив – счёт покупателя в банке продавца, инкассо – банк получает деньги от клиентов и передаёт другим), упаковка товара
Цена – твёрдая, скользящая, базисная (на опр кач хар-ки)
Общие условия: арбитражная оговорка, форсмажор
Заключение – адрес, реквизиты, приложения, подписи
54. Менеджмент: позиционирование товара на рынке – содержание, методы и профессиональные приемы
Позиционирование – место товара в товарном рыночном ряду (наборе товаров, которые расцениваются потребителем, как одинаковые или взаимозаменяемые товары, хотя и производимые разными поставщиками, которые способны удовлетворить одну и ту же потребность, которые принадлежат или будут принадлежать товару.
Создание представления в сознании потребителя о нашем продукте.
Ценовое – в какой ценовой сегмент попадает продукт
С тз покупателя товары классифицируются:
1.уникальные – производимые поштучно
2.фирменные – выделяемые потребителем из всей массы одинаковых товаров по наименованию производителя или по товарной марке
3.дифференцированные – различаемые по наименованию производителя или по торговой марке, на основе чего они делятся на: товары которые можно покупать, товары которые нельзя покупать, стандартные (марка не важна), сопутствующие (нет яркого спроса, заодно).
При позиционировании обычно разрабатывается конкурентный лист
-определение ценностных характеристик для покупателя
-выстраивание товарной группы к которой может быть отнесён товар
-внесение в КР данных о собственном товаре, и сопоставлении с другими (цена, ценностные характеристики).
55. Оценка персонала: методы и критерии. Формирование кадрового резерва организации
Оценка
Целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Данной оценкой решаются следующие задачи для работника: выбор места; программа развития; выявление потенциала; определение мотивации; установление з\п. Для организации: сокращение, без дубляжа, оптимизация.
Бывает: повседневная, периодическая, итоговая.
Оценка трудовых ресурсов внутри организации – аттестация (через 2 мес. после приказа; - беременные, пенсионеры, молодёжь, о\р меньше года).
Главным действующим лицом в оценке является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, применяемой для оценки работника. Оценку сотруднику дает комиссия, в которую включаются руководители различных уровней.
Оценка производится на основе: наблюдения за работником; собеседования с работником; заполнение работником и руководителем анкеты; документов, тестирования, отчётов о выполнении заданий. Анкеты могут содержать такие оценочные параметры, как производительность, качество работы; личные свойства; характер взаимоотношений в коллективе и умение совместно работать для достижения общих результатов; надежность; инициативность; уровень квалификации, знаний; организационные навыки.
Методы оценки должны соответствовать ситуации; используются количественные показатели (оптимально 5—6), сочетание письменных и устных заданий. Сегодня все более широко внедряются нетрадиционные методы, основанные на том, что сотрудники оцениваются в рамках группового взаимодействия, где в результате имитации конкретной деятельности они могут полностью раскрыть себя и свои способности.