Показатель, отражающий темпы, масштабы и продолжительность разработки и внедрения нововведений, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
Инн.активность- управленческая деятельность, учитывающая потребность рыночной экономики внепрерывном обновлении товаров, услуг, технологий. Проявляется в стремлении побеждать в конкурентнойборьбе за счет новизны, совершенства и качества продукции, в поддержке творческих, инициативныхсотрудников; в готовности к организационным переменам, к ломке управленческих структур в ответ на колебания рынка и др.
К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:
· закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики
· закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
· законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
· закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
· закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла".
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
- инновационную политику государства;
- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов.;
- стратегии конкурирующих фирм.;
- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества.
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.
Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
· использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
· коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
· лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.
Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:
· мотивированное руководство;
· интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
· высокая производительность;
· эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
· непрерывное организационное обучение;
· эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
· управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.
Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.