Экономическое содержание и классификация инвестиционных рисков

Под классификацией рисков необходимо понимать распределение рисков на конкретные группы в соответствии с определенным признаком, положенным в основу данной классификации, и для достижения поставленных целей.

Инвестиционный риск характеризует вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, его уровень при оценке определяется как отклонение ожидаемых доходов от инвестирования от средней или расчетной величины.

Как уже было замечено выше, с позиции конкретного предприятия существует большое число видов самых разнообразных рисков, которые могут повлиять на уровень доходности: риск процентной ставки, валютные риски, инфляционный, политический, страновой и многие другие виды рисков. Однако с позиции инвестора все эти риски могут быть объединены в одну группу – общий риск, или риск отдельных ценных бумаг (рис. 10) [5].

По степени связи колебаний доходности активов с колебаниями доходности фондового рынка (рыночного портфеля) выделяют систематический и несистематический риски.

По возможности снижения риска при диверсификации портфеля инвестиций выделяют диверсифицируемый и недиверсифицируемый риски.

Инвестор, как правило, не держит только один вид ценных бумаг. Значительно безопаснее обладать набором из нескольких финансовых инструментов, выпущенных различными эмитентами – так называемым портфелем инвестиций. Объединяя различные финансовые инструменты в портфель, инвестор стремится максимально диверсифицироватьриск, т. е. избежать одновременного изменения доходности каждого инструмента в одном и том же направлении. Та часть рыночного риска, которая поддаётся такой диверсификации, называется несистематическим, или диверсифицируемым, риском. Величина рыночного риска, не поддающаяся диверсификации, называется систематическим (недиверсифицируемым) риском.

Рис. 10. Классификация инвестиционных рисков

Систематические риски – это внешние риски бизнеса (риски системы, где работает бизнес), которые сводятся к рискам рода бизнеса, т. е. риски выпускаемого бизнесом на рынок продукта – риски конъюнктуры рынков сбыта и закупок покупных ресурсов (риски конкуренции, нестабильного платежеспособного спроса и др.). Кроме того, систематические риски бизнеса определяются сложностью выпускаемого продукта, которая требует той или иной степени контрактации с поставщиками компонентов продукта. При большей степени необходимой контрактации возрастают контрактные риски.

Таким образом, систематические риски бизнеса присущи профильному продукту оцениваемого предприятия, который, в свою очередь, определяет его отраслевую принадлежность.

Несистематические риски – это внутренние риски бизнеса, определяемые характером («стилем») управления им (управления фирмой) и связанные с тем, что менеджмент предприятия нацелен на получение от бизнеса в среднем более высоких доходов – за счёт допущения большей колеблемости доходов в отдельные годы (кварталы, месяцы). Типичными признаками подобного стиля управления являются: повышенная доля на предприятии заёмного капитала (когда рентабельность операций фирмы выше стоимости кредита, т. е. когда по продукту предприятия наблюдается положительный кредитный рычаг);недостаточная диверсификация хозяйственной деятельности фирмы, концентрирующей доверенные ей средства инвесторов на ведении только самых выгодных операций; сосредоточение полномочий по управлению предприятием в руках одной ключевой фигуры и др.

Наряду с перечисленными видами общего риска, внешними по отношению к предприятию, существуют внутренние общие риски, для измерения которых используются показатели операционного и финансового левериджа.

Операционный (производственный) леверидж характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эта доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объёма продаж обернется для предприятия убытками. Однако в определённых условиях даже небольшое увеличение объёма продаж приведёт к резкому росту прибыли. Операционный леверидж (эффект операционного рычага) показывает степень изменения операционной прибыли в ответ на изменение объёма продаж.

Финансовый риск сопряжён с возможностью неполучения чистой прибыли до уплаты налога на прибыль, но после выплаты процентов. Одним из измерителей риска такого рода является финансовый леверидж, или эффект финансового рычага. Дополнительным фактором риска в случае финансового левериджа выступает общая сумма процентов за кредит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: