Экономическая теория – наука общественная, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Основная задача эк. теории показать взаимосвязь экономических явлений и событий.
Экономическая наука условно подразделяется на:
– микроэкономику – за основу берется наименьшая хозяйствующая единица (отдельный потребитель, фирма), а также взаимовлияние между субъектами хозяйственной деятельности, которое проявляется в ценах на товары и услуги;
– макроэкономику – исследование экономики страны в целом, ее экономических закономерностей для принятия политических решений.
Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.
Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов? Поскольку потребности и желания людей не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены, то каждый человек и общество в целом стоит перед выбором. Неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед обществом три главных вопроса:
|
|
• ЧТО производить, в каком количестве, какого качества и в каком ассортименте?
• КАК производить, какие нести затраты, с привлечением каких ресурсов, с использованием каких технологий, с участием каких экономических субъектов.?
• ДЛЯ КОГО производятся товары и услуги, как они будут потребляться?
Перед каждым производителем стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары или услуги привлекут потребителя. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товара. Производить нужно лишь те товары и услуги, которые могут принести прибыль, т.е. разницу между общим доходом и общими издержками. Как производить – для предприятия при наличии конкуренции означает поиск путей снижения издержек, чтобы удержаться на рынке, возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Для кого производить предполагает определение величины и уровня доходов потребителей и реальных возможностей предложения.
Что производить, как производить и для кого производить товары и услуги зависит от обладания и рационального использования определенных ресурсов. Они являются необходимыми компонентами для деятельности предприятий в любой отрасли.