Целепологание в менеджменте

Понятие цель и связанное с ним понятие целеполагание, лежат в основе развития социальной системы. В зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки – от идеальных устремлений (цель – выражение активности сознания), до конкретных целей – результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда в терминах конечного продукта деятельности.

Постановка цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей последовательности.

Шаг первый – прояснение потребностей.

Шаг второй – прояснение возможностей на основе определения их максимального количества.

Шаг третий – принятие решений о потребностях, ограничениях, критериях.

Шаг четвертый – выбор.

Шаг пятый – уточнение и корректировка цели.

Шаг шестой – установленных ограничений по времени. Если цель не имеет временных границ, нет возможности следить за степенью ее достижения.

Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения, вектор развития.

Одна и та же цель может быть достигнута многими путями. Организации необходимо формулировать систему целей. Теория современного менеджмента реализовала данный аспект путем создания дерева целей, которое строится от четких качественных единых целевых ориентиров к большому количеству локальных количественно определяемых целей. При этом цели более конкретные, находящиеся на более низком уровне управленческой иерархии должны не быть противоречивыми относительно целей более высокого уровня.

Цель - это желаемый результат деятельности, достижимый за определенный интервал времени при имеющихся временных и ресурсных ограничениях.

Логико-структурный подход (ЛСП) является основным инструментом для разработки управленческих решений как способа достижения цели. Использование данного инструмента позволяет обеспечить уместность, выполнимость и устойчивость решения. ЛСП состоит из двух фаз: фазы анализа и фазы планирования.

Фаза анализа содержит следующие элементы:

- анализ участников;

- анализ проблем;

- анализ целей;

- анализ альтернатив.

В ходе выполнения элементов фазы анализа изучается и оценивается существующая ситуация, изменение которой является целью решения, определяются ключевые проблемы и возможные участники проекта, формулируются цели проекта и пути их достижения.

Фаза планирования включает следующие элементы:

- логико-структурную матрицу;

- календарный план;

- бюджет проекта.

Выполнение элементов фазы планирования позволяет детально проработать проектную идею путем структурирования хода реализации проекта, определения последовательности, продолжительности и зависимости всех мероприятий проекта, постановки этапных задач и распределения ответственности, разработки бюджета проекта в соответствии с планом деятельности.

11. Основные методы менеджмента.

Метод (от греч. methodos ¾ исследование) - это способ исследования явлений природы, подход к изучаемому явлению, планомерный путь к установлению истины. Так, метод есть прием, способ или образ действия.

Под методом в управленческой деятельности понимают прием практической реализации задач и функций власти в деятельности административных органов на основе закрепленной за ними компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.

Метод управления является средством практического осуществления функций управленческой деятельности и достижения ее целей.

Характерными признаками методов управления являются следующие:

1) органически связаны с целевым назначением управленческой деятельности как особого вида практической реализации единой системы менеджмента;

2) выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты;

3) используются субъектами менеджмента в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

4) имеют своим адресатом соответствующий объект;

5) зависят не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от формы собственности, индивидуального или коллективного характера и т.д.

Необходимо различать методы:

1) управляющего воздействия, имеющие внешнее юридически-властное значение и выражение, которые являются собственно методами управления;

2) организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение;

3) свершения определенных управленческих действий ¾ методы процедурного характера.

С общетеоретических позиций действие методов любой деятельности проявляется в виде убеждения и принуждения.

Методы управления - это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели.

Различают методы управления и методы процесса управления. Первые характеризуют законченный способ воздействия на объект управления, а с помощью вторых выполняются отдельные работы.

Выделяют методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия. При помощи методов косвенного воздействия могут создаваться условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

Методы управления могут иметь в своей основе объективные закономерности, присущие производству как объекту управления, и специфику отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку методы управления подразделяют на три группы: административные, организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические..

Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.

Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы управления являются организационно-распорядительными методами. Они основаны силе и авторитете власти (указах, законах, постановлениях, приказах, распоряжениях и т.д.) и позволяют:

- регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

- обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);

- поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

Организационно-распорядительные методы управления включают в себя:

- установление государственных заказов;

- формирование структуры органов управления;

- утверждение административных норм и нормативов;

- правовое регулирование;

- издание приказов, указаний, распоряжений;

- инструктирование;

- отбор, подбор и расстановку кадров;

- утверждение методик и рекомендаций;

- разработку положений, должностных инструкций, стандартов организации;

- исполнение других регламентирующих документов;

- установление административных санкций и поощрений.

Экономические методы представляют собой способы или средства экономического иликосвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления.

Главное при этом заключается в том, что с помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия, которые здесь отсутствуют.

Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется, чаще всего экономически (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т. п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач.

Должное поведение может быть достигнуто и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, использовании экономического механизма управления.

Как способы воздействия экономические методы управления основаны на экономических отношениях и экономических интересах людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности. Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Искусство руководителей состоит в разрешении данных противоречий, поиске возможных компромиссов. К возможным экономическим рычагам управления относятся: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдача, цена, заработная плата и др.

Экономические методы управления включают в себя:

- технико-экономический анализ и обоснование;

- планирование;

- материальное стимулирование;

- кредитование;

- ценообразование;

- участие в прибылях и капитале;

- налогообложение;

- установление экономических норм и нормативов;

- страхование;

- установление материальных санкций и дотаций.

Социально-психологические методы используют индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Социальные процессы идут на четырех уровнях: всего общества (государства); коллектива (организации); рабочей группы; индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся: демографические факторы, возраст, пол, этническая принадлежность, уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.

Для менеджера очень важно верно оценить индивидуальные качества работника; правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления и включают в себя:

- проведение социального анализа в коллективе работников;

- социальное планирование;

- создание творческой атмосферы в коллективе;

- участие работников в управлении;

- социальное стимулирование развития коллектива;

- удовлетворение культурных и духовных потребностей;

- формирование коллективов, групп, нормального психологического климата;

- установление социальных норм поведения;

- развитие у сотрудников инициативы и ответственности;

- установление моральных санкций и поощрений.

Методы этой группы носят также косвенный характер воздействия, поскольку нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и сложно определить силу их воздействия и конечный эффект.

Проблема методов управления диалектична. Это означает, что недопустимо антагонистическое противоречие между методами прямого и косвенного воздействия. Для этого имеются соответствующие причины.

Методы управления можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: нормирования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: