По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяются постоянные и переменные расходы.
Постоянные расходы не зависят от изменения объема производства продукции. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.
Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.
Планирование затрат важно для определения оптимальной ценовой политики корпорации. Планирование переменных затрат осуществляется двумя взаимодополняющими методами:
1. по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
2. по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:
С=Н*В,
где С – планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;
Н – норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;
В – плановый объем выпуска в натуральном выражении.
Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана по формуле:
,
где - плановая сумма переменных затрат;
- фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;
- плановый объем выпуска в натуральном выражении;
- фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.
При планировании постоянных затрат корпорация должна решать следующие задачи:
1. определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;
2. расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.
С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:
,
где Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;
Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;
Онп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на конец планового периода.
Для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула Уилсона:
,
где З – оптимальный размер заказа;
Р – расход запасов;
С – стоимость выполнения заказа;
В – время расхода заказа.
Корпорация должна предусмотреть дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объем и структуру, чтобы сохранить запланированный объем выпуска и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.
Определение приемлемого объема страхового запаса заключается в нахождении равновесия между вероятной нехваткой запасов и затратами по содержанию страхового запаса для того, чтобы этого избежать. Поэтому необходимо проанализировать все последствия от вероятной остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объема текущих и будущих продаж, если потребитель установит деловые связи с конкурентами.
Таким образом, снижение постоянных издержек является условием эффективного управления финансами корпораций и повышения рентабельности ее деятельности.