- механическое - смысловое - смешанное
Эффективность запоминания зависит от:
- наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);
- важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);
- сочетания запоминания и применения (по мнению академика А.Н.Несмеянова “...повторение не мать, а мачеха учения. Матьучения - применение...”);
- использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);
- эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);
- осмысления (глубокого понимания) материала;
- количества повторений;
- психического состояния человека и т.д.
Есть сведения о эффективности запоминания в гипнотическом состоянии (особенно иностранных слов).
Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленнойинформации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.
|
|
Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.
Виды памяти.
По характеру запоминаемого материала
- образная
- словесно-логическая
- двигательная
- эмоциональная
По виду анализатора:
- зрительная
- слуховая
- вкусовая
- осязательная
- обонятельная
По длительности:
- кратковременная
- долговременная
- оперативная
По целеустремленности:
- непроизвольная
- произвольная
С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.
Представление и воображение
Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Воображение - это создание новых образов путем переработки (комбинирования и творчества) материала, полученного в прошлом опыте. Воображение тесно связано с мышлением.
Представления и воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными.
Наличие представлений и воображения - это то, что отличает человека от других представителей животного мира. Только человек начинает деятельность с представления ожидаемого результата труда.