Регулирование занятости(политика занятости) – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.
Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным.
Активные меры политики занятости:
|
|
1) Сдерживание увольнения работников и стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности с помощью рычагов кредитной и налоговой политики. Стимулирование роста занятости за счет создания новых рабочих мест стало в ряде стран ЦВЕ новой функцией фондов страхования по безработице. При этом в первую очередь поощряется прием на работу лиц, направляемых на предприятия службами трудоустройства.
2) Организация общественных работ, связанных с уборкой и ремонтом коммуникаций и т.п. Подобные работы финансируются из соответствующих фондов занятости или непосредственно из бюджетных средств и обычно проводятся в области строительства и ремонта дорог и коммуникаций, коммунально-бытового обслуживания, благоустройства территорий, охраны природы и т.п. Однако учитывая дефицит бюджетных средств и низкую инвестиционную способность экономики большинства стран ЦВЕ, применение этой формы ограничено.
3) Стимулирование развития мелкого и среднего предпринимательства.
4) Финансовая помощь безработным, желающим открыть свое дело.
5) Привлечение целевых кредитов международных финансовых организаций.
6) Решение проблемы трудоизбыточных районов, в частности за счет стимулирования территориального перемещения рабочей силы.
Одной из действенных мер по реализации активной политики занятости населения являются ярмарки вакансий рабочих и учебных мест.
21. Организация и нормирование труда.
Организация труда - это совокупность мер, направленных на рациональное соединение труда работников со средствами производства. Она обеспечивает эффективное функционирование рабочей силы с целью достижения максимального полезного эффекта от трудовой деятельности.
|
|
Организация труда предполагает: подбор и профессиональную подготовку кадров; разработку методов, с помощью которых целесообразно выполнять тот или иной вид работы; разделение и кооперацию труда; расстановку работников в соответствии с характером стоящих перед ними задач; организацию рабочих мест, создание благоприятных условий труда; установление определенной меры труда с помощью нормирования; материальное и моральное стимулирование высокопроизводительного труда.
Нормирование труда представляет собой установление норм труда на выполнении определенного объема работ или на производство единицы продукции. Это позволяет правильно решать вопросы разделения и кооперации труда, расстановки работников на производстве и их материального вознаграждения, организации и обслуживания рабочих мест. Без нормирования невозможно планировать потребность в рабочей силе и технике, рассчитать фонд оплаты труда и другие важные показатели. Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости, а также нормированные задания.
Норма времени - это рабочее время, необходимое для производства единицы продукции или выполнения определенного объема работ.
Норма выработки - объем работы (продукции), который должен быть выполнен (произведен) работником (или группой исполнителей) в течение единицы времени (смены, часа).
Норма обслуживания - количество производственных объектов (машин, голов скота, производственных площадей и т. д.), который работник соответствующей квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени.
Норма численности исполнителей определяет число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения данного объема работ или обслуживания какого-либо объекта.
Норма управляемости определяет количество работников, которые могут быть непосредственно подчинены одному руководителю.
Нормированное задание - это необходимый объем работ, который должен быть выполнен группой работников (звеном, бригадой) за определенный период времени (смену, месяц).