Место и роль анализа и диагностики в системе управления предприятием в условиях рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется динамичностью конъюнктуры внешней и состоянием внутренней среды предприятия. В связи с этим возрастает значимость оперативного управления, и как следствие, оперативного или ситуационного анализа. Одной из задач анализа в условиях, характеризующихся достаточной степенью неопределенности, является оценка коммерческого риска. Изучение состояния внутренней и внешней среды, состава покупателей и конкурентов, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, экспортно-импортных операций, процентных ставок и котировки валюты и т.д., т.е. необходимость обработки больших информационных массивов обуславливает важность автоматизации учета и анализа. Кроме того, одним из условий организации эффективной аналитической работы на предп риятии является прочная, унифицированная информационная база.

Анализ сегодня основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которое заключается в реализации таких процессов как планирование, учет, анализ и принятие управленческого решения. С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Таким образом, можно сказать, что анализ хозяйственной деятельности является научным элементом обоснования руководящих решений в бизнесе.

Понятие, состав и порядок заполнения форм финансовой отчетности (требования, предъявляемые к достоверности отчетности, пользователи финансовой отчетности, отчетный период и отчетная дата, порядок составления форм отчетности, адреса и сроки предоставления финансовой отчетности).

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности за отчетный период; по существу, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства, его подразделений за определенный период.

Пользователями финансовой отчетности являются:

– инвесторы, которых интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития организации, ее финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды;

– поставщики, кредиторы, банки, для которых важной информацией является та, на основе которой можно определить тенденцию и ожидаемую платежеспособность, т.е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности и др.

– органы государственной власти и управления заинтересованы в получении информации, необходимой для регулирования деятельности, выработки налоговой политики и др. Местные органы самоуправления используют финансовую отчетность для обеспечения занятости населения, контроля за уплатой местных налогов, определения направлений развития регионов.

. К основным нормативным документам, определяющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся:

– Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

– ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению;

– Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

– Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности;

– Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;

– Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию и др.

Предельным сроком публикации годовой отчетности является 1 июля следующего за отчетным годом. Пенсионный фонд, фонды социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования обязаны публиковать и квартальную отчетность в соответствии со сроками ее предоставления.

Порядок составления форм отчетности

1. В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

2. Организация может в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

3. Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

4. Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия.

5. Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к настоящему Приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иных положениях по бухгалтерскому учету.

9. Документальное оформление результатов анализа.

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Это может быть объяснительная записка, справка, заключение.

Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки. Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.

Содержание объяснительной записки должно быть достаточно полным. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, объяснительная записка должна содержать общие вопросы – экономический уровень развития хозяйства, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть объяснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они в первую очередь должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Что касается справки и заключения, то их содержание в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит объяснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы хозяйства или бросаться в другую крайность – вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество усложняет их использование. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования.

Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принять необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает свою действенность потому, что при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.

На практике наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты хозяйственной деятельности в динамике, обеспечивает его преемственность за отдельные отрезки времени.

Результаты анализа и разработанные на их основе мероприятия целесообразно обсуждать на собраниях коллектива предприятия и его подразделений. Практическую реализацию они получают после соответствующих постановлений собраний коллектива, приказов руководства предприятия или вышестоящих органов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: