Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Государство - это организм, где происходят постоянные отношения между его частями по аналогии взаимосвязям частей живого существа. Государство представляется продуктом социальной эволюции - разновидностью эволюции биологической. В государстве органы управления – аналог мозга, законы – импульсы, подаваемые к частям тела для выполнения принятых решений. Место, значение каждого института государства определяется функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. Более важному органу в организме соответствует более высокий статус и власть органа в государстве.
Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса». Он выдвинул проект религии с культом человечества (Великого общества), только в этом аспекте раскрывается подлинная природа человека как зоологического вида. Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что общество - часть природы, развивающаяся как зародыш животного, причем во всей истории человеческой цивилизации животное начало (биологическая наследственность и др.) доминирует над началом социальным и политическим. Социальный организм, как и животный растет, развивается, усложняется и выживает наиболее приспособленный. Спенсер видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. А.Шеффле - экономические отношения – это обмен веществ в живом организме, Р.Вормс изучал социальную гигиену у различных социальных органов и организмов, П.Ф.Лилиенфельд - правительство осуществляет функции головного мозга, торговля - функции кровообращения. Представители органической школы в социологии идейно наращивали биологизацию социальных и политических явлений.
|
|
Полностью исключать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неверно, ведь человек – первично биологическое существо, а вторично – социальное.
Недостатки: подмена проблем социальных, проблемами биологическими, они хотя и взаимосвязаны, но являются разными уровнями жизнедеятельности человека, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.