ВЕРЯСКИН ПЕТР
ЭКОНОМИКА
БУДУЩЕГО -
ЭКОНОМИКА
РАВЕНСТВА,
СВОБОДЫ,
СПРАВЕДЛИВОСТИ
Г. Череповец
Г.
Господи, перезагрузи этот мир;
Дай людям равенство, свободу и
справедливость.
Равенство, равенство, свобода и справедливость! Это то, о чем мечтали в разных странах с незапамятных времен многие и многие поколения людей, за что они боролись и клали свои жизни. Временами казалось: еще немного и, наконец, мечта будет достигнута. Вот только победит социалистическая революция или еще какое-нибудь народное движение; вот только придут к власти, желаемые нами, новые правители и мы заживем так, как они нам обещали, и как нам хотелось бы. Но проходило время и выяснялось, что никакого обещанного нам равенства, свободы и справедливости нет, и не будет. Так было во все времена, так это происходило и происходит в настоящее время только с ускорением хода истории, буквально у нас на глазах.
Так после распада СССР из его союзных республик образовались самостоятельные государства с различным социальным строем.
|
|
В них менялись президенты, правительства, парламенты, политические партии, происходили разного рода революции.
Люди в этих государствах все это время были полны ожидания перемен к лучшему, тем более что избранники народа в органы власти клялись, что они не только не допустят ухудшение жизни народа, но и давали обещания на ее коренное улучшение. Однако, так желаемого для народа равенства, свободы и справедливости ни в одном из этих государств, впрочем, как и ни в одной другой стране мира до сих пор так и не было достигнуто.
Извлекая урок из многовекового опыта борьбы народа за лучшее будущее, за равенство, свободу и справедливость мы должны сделать неутешительный вывод о том, что надежды народа на очередную народную революцию и смену правителей в тех или иных странах, скорее всего, в очередной раз окажутся напрасными. И самая главная народная мечта о равенстве, свободе и справедливости при всех известных существующих экономических системах вряд ли будет достигнута. К тому же, надо помнить, что революции зачастую приводят к гибели людей, к хаосу и беспорядкам, развалу государств, к спаду экономики и к еще большим страданиям народа.
Значит ли это, что лозунг о равенстве, свободе и справедливости просто красивая и недостижимая мечта?
Давайте разберемся в этом.
Лозунги,
«национальные» идеи, «интернациональные» идеи.
Лозунг можно сформулировать как очень сжатое и краткое словесное выражение того или иного призыва к людям.
Лозунги могут подобно камертону настраивать мысли людей, вплоть до резонанса, в нужном направлении и направлять их энергию на достижение тех или иных целей.
|
|
Сверяя текущую жизнь с лозунгами очень просто можно понять, соответствует ли она им, и в ту ли сторону мы идем.
История человечества знает немало примеров когда, те или иные лозунги и соответствующие им реформы, выдвинутые даже с самыми благими пожеланиями для людей и продвигаемые самыми высокими покровителями, как будто наталкивались на какую-то невидимую силу, начинали «тормозить» и «буксовать» на месте. В конце концов, терялся контроль управления этими процессами.
Впрочем, история знает и случаи положительного использования лозунгов в экономике. Особенно когда они превращались в так называемую «национальную» идею, т.е. лозунг, объединяющий нацию какой-либо общей целью. В это время наблюдался бурный экономический рост, получалось буквально все что планировалось, и было ощущение того, что какие-то невидимые силы помогают идти к намеченной цели. Найти свою «национальную» идею мечта каждого политика и правителя. Однако пока на практике поиск их чаще всего оказывался пустой тратой времени.
А те редкие случаи, когда они начинали работать, как правило, относились к условиям чрезвычайных ситуаций, такие как войны, диктаторские режимы и т.п. и действовали они только относительно короткий промежуток времени.
Так что же это за невидимые силы, которые - то тормозят одни реформы, то неожиданно помогают другим, вызывая даже при этом резкий экономический подъем.
Поскольку вышеуказанные невидимые силы действуют в человеческом обществе, то они, скорее всего, носят субъективный характер. Субъективный характер этих сил подразумевает то, что они исходят от самих людей. Следовательно, в качестве невидимых сил могут выступать в первую очередь человеческие интересы, устремления, желания, выраженные в результате детерминирования (преобразования, переработки) в виде направленного вектора действия невидимой силы (информационного поля, эгрегора).
То есть человеческие устремления, и желания как бы материализуются в жизни в виде невидимого вектора силы (информационного поля, эгрегора).
Когда в человеческом обществе интересы, устремления и желания людей в своем значительном большинстве совпадают, то мы получаем четко направленный вектор силы, совпадающий с какой-либо коллективной идеей, либо с «национальной» идеей, либо с экономическими законами. Вот почему все дела, выполняемые людьми в русле этих идей, будут получаться легко и непринужденно. В то же время решения, идущие в разрез с ними, для своего продвижения потребуют неимоверных усилий со стороны инициаторов подобных решений.
Более того, если в человеческом сообществе вектор силы будет четко совпадать с экономическими законами и войдёт с ними в резонанс, то такое общество приобретет как бы «второе дыхание». Экономике такого общества будет обеспечено хорошо прогнозируемое стабильное динамическое развитие без инфляций и экономических кризисов.
Соответственно, когда в обществе интересы, устремления и желания людей различны и нет никакой объединяющей идеи, то невозможно определить вектор действия силы.
Экономические законы в таком обществе, в большинстве своем проявляются лишь в виде тенденций. Перспективы развития такого общества мало предсказуемы, т.е. ему будет сопутствовать многовариантность развития событий, зависящих от каких-либо случайных факторов, все из которых невозможно предусмотреть и просчитать. Экономики таких сообществ будут всегда подвержены инфляциям и экономическим кризисам со всеми негативными последствиями для людей.
Как мы видим, достойной альтернативы для человеческого сообщества, чем путь развития по экономическим законам нет.
Чтобы быстрее настроить интересы, устремления и желания людей в соответствии с экономическими законами можно использовать лозунги с «национальной» идеей. Однако поскольку экономические законы носят интернациональный характер, т.е. они одинаковы для всех стран и народов, соответственно лучше для этих целей найти «интернациональную» идею. В качестве такой «интернациональной» идеи могут выступать только общепризнанные человеческие ценности, к примеру, такие как – равенство, свобода и справедливость. Именно за них боролись и клали свои жизни люди в разные времена, в разных странах мира. И хотя они до сих пор так и не были достигнуты, именно за них и дальше готовы бороться люди.
|
|
Однако, как мы уже упоминали ранее, ни в одной стране мира «национальные» идеи не работали долговременно. Они проявлялись в условиях чрезвычайных ситуаций и то на относительно короткий промежуток времени. Мы же ставим себе сверхзадачу сделать «интернациональную» идею постоянно действующим элементом экономики. Для этого мы попробуем заложить принципы равенства, свободы и справедливости, в какой либо основополагающий закон экономики или найти такие экономические законы в которых они присутствуют с тем, чтобы они снова и снова могли реализовываться через них в следующем виде:
- Принцип равенства:
- а) как равенство всех видов общественно-необходимого труда, т.е. равенство труда всех профессий;
- б) как равенство стартовых условий и возможностей для каждого человека.
- Принцип справедливости:
- а) как социально-справедливая оценка труда каждого человека;
- б) как социально-справедливое распределение прибавочной стоимости создаваемой общественно-необходимым трудом.
Достижение такого принципа справедливости возможно только тогда, когда владельцами товаров станут их товаропроизводители, т.е. рабочие.
- Принцип свободы:
- а) как безграничная свобода передвижения людей и товаров вслед за возникающим в мире спросом в рабочей силе, товарах и услугах.
Больше всего нам подходит основной экономический закон – закон стоимости. Из учебника политэкономии мы узнаём, что в выражении закона стоимости в чистом виде заложены принципы равенства, свободы и справедливости:
|
|
- Это равенство всех видов общественно - необходимого труда т. е.
- равенство труда всех профессий.
-Это справедливость, выраженная в равной зарплате и равной прибавочной стоимости за равный общественно необходимый труд.
-Это свобода, являющаяся необходимым элементом для функционирования товарного производства, т.е. свобода перемещения людей и товаров.
Как говорится всё новое это хорошо забытое старое. Однако до сих пор остается тайной почему же эти принципы равенства, свободы и справедливости не находили реализации на практике или почему закон стоимости не действует в чистом виде.