Рыночный спрос

Рынок представляет собой систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение.

Рассмотрим более подробно модель спроса и предложения в условиях конкурентного рынка.

В наиболее широком смысле, спрос (D) — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным отраже­нием спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциаль­ных потребителей.

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.

Величина спроса (Qd) — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Цена спроса (Pd) – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте.

Если реальная рыночная цена оказывается меньше цены спроса конкретного потребителя, то возникает так называемый излишек потребителя - разность между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за каждую единицу товара, и ценой, которую он реально заплатил.

Количественная зависимость между величиной спроса и ценой на товар называется функцией спроса.

Графически функция спроса изображается в виде кривой с отрицательным наклоном (рис 2.1). Линия спроса в общем случае имеет вид кривой и поэтому называется кривой спроса.

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется обратной связью между величиной спроса и ценой товара.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов – закона спроса.

Закон спроса гласит: если цена на какой-либо товар сокращается и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает.

Рис. 2.1. Зависимость величины спроса от цены

Обратная зависимость между изменением цены товара и спро­сом на него объясняется двумя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход — доход, получа­емый в денежной форме, и реальный доход — то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номиналь­ный доход. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реаль­ный доход и спрос на товар;

• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возра­стает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

У закона спроса есть исключения. Существуют так называемые то­вары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Ан­глийский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий ос­новную часть рационаирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что картофель составлял основную часть рационаирландцев, поэтому его подорожание привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен. Подобная ситуация называется парадокс Гиффена и встречается крайне редко.

При анализе ситуации на рынке необходимо четко различать изменения величины спроса и изменение спроса на данный товар.

Изменение величины спроса Qd (рис. 2.2а) наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров. На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В.

Рис. 2.2. Изменение величины спроса и изменение спроса

Изменение спроса (рис. 2.2б)происходит под воздействием неценовыхфакторов.

Графически это отражается смещением кривой спроса впра­во (если спрос растет) или влево (если он падает).

Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса эко­номисты выделяют:

1) вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;

2) доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и за­висит от характеристики товара.

Для большинства высококачественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество, рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокра­щению спроса;

3) число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;

4) цены на другие товары. Особенно цены на комплементарные (взаимодополняющие) товары и товары - субституты (взаимозаменяемые);

5) экономические ожидания потребителей. Прогнозы людей относительно возможных изменений цен, доходов или макроэкономической ситуации в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: